Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности.

Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности.
Страница 1

Этап подросткового периода и юности различные психологи и педагоги (В. П. Петрунёк, Л. Н. Таран, Т. В. Драгунова [8], И. С. Кон [11]и др.) называют по-разному: переходный, переломный, трудный, критический. Безусловно, все эти названия справедливы и точны, ведь в подростковом возрасте развитие идёт в быстром темпе и по всем направлениям. За короткий срок дети взрослеют физически, умственно, нравственно, социально.

Этот период обычно сбивает родителей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не дают никакого эффекта, разговора по душам не получается. Подросток становится всё более и более отгороженным от родителей, у него начинается своя личная жизнь, доступ в которую взрослым либо закрыт, либо резко ограничен. Н. К. Крупская [8] писала о подростках: «Это самый метущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст».

Т. В. Драгунова [8] в своей книге «Подросток» так объясняет трудности в воспитании подростков: «Во-первых, в это время, часто за короткий срок, происходят многочисленные сдвиги в развитии, которые проявляются в ломке прежних интересов, отношений, особенностей ребёнка, то есть развитие имеет скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением разных трудностей у самого подростка и в его воспитании: он не поддаётся воздействиям родителей, в поведении проявляются различные формы сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, скрытность, замкнутость).

Х. Жинот [23] выделяет такие функции и задачи родителей на этом этапе, выполнение которых помогло бы им справиться с возникшими трудностями:

1. Родители должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость подростка. Отрочество не может быть неизменно счастливым временем. Это время нерешительности, сомнений в себе и страданий.

2. Терпимо относиться к нежелательному поведению своих детей. Мудрые родители должны осознавать, что бороться с подростком, как и плыть против течения, безнадёжно.

3. Родителям не в коем случае нельзя указывать и тыкать пальцем на нелицеприятные факты, касающиеся поведения их детей, на ничтожные дефекты их характера. Такая «честность» часто портит отношения между родителями и подростками.

4. Родителям не следует обращаться с подростком, как с ребёнком. Не нужно напоминать ему, каким маленьким он был несколько лет назад, подростки не любят этого, они хотят установить дистанцию между собой и своим детством. Родителям нужно поддерживать это желание. Похвала, критика, поощрения со стороны родителей должны быть обращены к юному взрослому, а не к ребёнку.

5. Родители должны дать почувствовать своему ребёнку его самодостаточность, больше позволять своему подростку. Родители же, поощряющие зависимость и несамостоятельность, культивируют неизбежное недовольство к себе со стороны своих детей.

6. Родителям нужно давать своим детям возможность уединяться, иметь свою маленькую личную жизнь. Это продемонстрирует со стороны родителей уважение к их ребёнку.

7. Чтобы помочь своим детям родителям нужно учиться эмпатии - способности искренне отвечать на их настроения и чувства, не заражаясь ими. Родителям необходимо помочь своему подростку в его ярости, стрессе и смущении, не раздражаясь не впадая в ярость, не боясь и не смущаясь.

Как отмечают многие психологи ( В. И. Гарбузов [7], Т. В. Драгунова [8],И. С. Кон [11]) в подростковый период заканчивается складываться характер. К двенадцати годам фундаментальное воспитание человека завершается. К этому возрасту он уже воспитан или нет. Как утверждает В. И. Гарбузов [7], именно к двенадцати годам формируется осознанное отношение6к себе самому и к другим – альтруистическое или эгоцентрическое, к жизни – оптимистическое или пессимистическое, социальное или асоциальное, формируется и уже личное отношение к тому, что истинно и что ложно, что хорошо, а что плохо, что нравственно, а что безнравственно. Эти показатели конечно же на прямую зависит от родителей, от того духовного климата, который они создали в собственном доме.

Страницы: 1 2 3


Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси. + + ...

Из истории учений о типах темперамента и характере
На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями, или физиологическими особенностями организма. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или и ...

Анализ результатов и выводы
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Один из существенных признаков конфликта – хар ...