Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности.

Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности.
Страница 2

Также В. И. Гарбузов [7] пишет, что с двенадцати лет ребёнок всё более дистанцируется от взрослых, всё более сближается со сверстниками и для него авторитетнее становится подростковая группа и её лидер. Но и этот процесс отдаления от семьи зависит от того, в каких отношениях находится ребёнок со своими родителями, от того какой климат царит в семье. Так О. Хаваш в книге «Подросток» [22] отмечает, что упорядоченная семейная жизнь, естественная и искренняя любовь, связывающая членов семьи, совместные переживания невидимыми нитями привязывают подростка к семье. Его будет тянуть обратно в круг семьи до тех пор, пока родители в состоянии помочь ему в решении конфликтов, возникающих в школе или с друзьями во дворе.

Также в этот период, как пишет Г. Б. Башкирова [1], родители должны создавать ситуации, в которых их детям нужно будет самим выбирать, самим на что–то решаться, то есть родители должны разрешить своим детям пробовать. Ведь, если воспитывать подростка в «стерильных» условиях, то он не узнает, чего следует остерегаться, как поступать в той или иной ситуации, как повести себя в сложной ситуации. С воспитательной точки зрения такие дети менее жизнеспособны.

Как отмечалось уже выше, Л. Матвеева [14] пишет, что именно в этот период дети в большей степени ориентируются на нормы взрослых. Это же мнение разделяет и О. Хаваш [22], который пишет, что подростки подражать родителям, отождествлять их взгляды со своими, они гордятся, если могут вести себя так же, как ведут себя их папы и мамы. Прогрессивное мировоззрение родителей, их знания, богатый запас слов и понятий, интерес к общественной жизни воздействуют на подростка самым положительным образом: расширяется его кругозор, интересы и знания становятся многостороннее, характер целеустремлённее.

Вообще, как далее отмечает О. Хаваш [22], родители играют важную роль в жизни подростка. С одной стороны, они решающим образом определяют условия жизни ребёнка в период подросткового возраста, предупреждая многие негативные последствия. С другой стороны, родители – наиболее богатый источник для подростка, они его опора, руководители, побудители и ограничители.

Чтобы воспитать достойного человека, надо применять все средства, какие только возможно. Главное, делать это вовремя, так как упущенное в прошлом внимание к воспитанию подростка обычно грустно кончается. Тяжело сказывается на характере ребёнка недостаточность родительского внимания, которого ребёнок был лишён. Формирование правильной системы привычек автоматизирует ход ежедневной жизни, регулирует режим дня и рамки деятельности. Правильное воспитание характера готовит подростка к стойкости при встречи с жизненными невзгодами, повышает его сопротивляемость, пробуждает благородные чувства. По утверждению О. Хаваша [22], с которым трудно не согласиться, необходимо прикладывать максимум усилий к тому, чтобы родители хорошо выполняли свои воспитательные функции: были бы эмоциональной опорой для ребёнка, стимулировали бы его жизненные успехи, помогали гордиться ими. И это необходимо делать не только в подростковом возрасте, но и в период, ему предшествующий, а также и в последующем возрасте, в юности.

Итак, подростковый период и юность – время смятения и бури, стрессов и штормов. Взросление детей – трудное время для родителей: перестают помогать испытанные методы воспитания; подросток уже сам решает для себя, что можно, а что нельзя; наказания не дают никакого эффекта, только ещё больше разжигают конфликт и непонимание между родителями и детьми.

В этот период родителям очень важно научиться понимать и слышать своих детей; они должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость своих подростков; терпимее относиться к нежелательному поведению. Родителям нужно перестать во всём указывать своим детям, а просто свыкнуться с мыслью, что их сын или дочь уже не маленькие детки, а вполне сформировавшиеся личности.

Страницы: 1 2 3


Основные теории темперамента
Советский психофизиолог В.М. Русалов [33], опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирова ...

Общая характеристика познавательной деятельности
Познавательные психические издавна привлекали внимание ученых потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отобр ...

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся ...