Информация » Депрессия » Субъективная психосемантика депрессивных состояний бизнесменов

Субъективная психосемантика депрессивных состояний бизнесменов
Страница 4

В целом по группам бизнесменов в большинстве случаях понятие бизнес ассоциируется с фигурой №3 (которая в основном описывается такими определениями как: самолет, летальный аппарат, устремление. В основном все определения показывают динамику развития данного понятия, динамичность, устремленность), что вполне совпадает с определением бизнеса.

Особых зависимостей выборе фигуры, характеризуя понятие " я сам" не выявилось, но проявились следующие тенденции:

Бизнесмены более склонны оценивать себя как фигуры стремящиеся к округлым формам, избежание острых углов- наиболее частый вариант выбор фигуры №8 описывая ее как солнце круг, снежный ком, что показывает некоторую степень нерешительности, склонность к слиянию с группой, мягкость характера, большую чувствительность. У двух респондентов данная фигура ассоциируется с черной дырой - именно у этих лиц прослеживается наибольший бал по шкале депрессии, так как вырисовывается явное негативация собственного "Я", самонепонимание, самонеудовлетворение.

В ходе данной методики выявились некоторые различия в структуре субъективного опыта респондентов различных поло-возрастных профессиональных и социо-культурных групп, что проявилось на появление различных ассоциаций в описании предлагаемых фигур. Где выявились следующие тенденции.

В группе бизнесменов идет довольно частое упоминание одушевленных образов, образов животных, более часто используются прилагательные, особенное частое использование ассоциативного алфавита в описании образов.

В целом по результатам данной методики при свободном описании формы, прежде всего, используются эмоционально-оценочные свойства. Характерной чертой всех описаний является большое число эмоционально- оценочных признаков данных, иногда вовсе не эмоциогенным изображениям, т.е. реже описывались форма изображения, свойства контура, то что непосредственно относится к самому изображению. И гораздо чаше описывалось отношение к изображению, давалась его эмоциональная оценка, что наиболее ярко проявилось у группы женщин бизнесменов.

Семантико-перцептивные универсалии формируются в процессе накопления субъективного опыта, с условиями жизни и деятельности индивида. Поэтому к их характеристики следует добавить еще то, что они сходны у определенных групп испытуемых и различаются в зависимости от того, к какой этнической и профессиональной группе относится каждый человек. Поскольку восприятие зависит от структуры субъективного опыта, индивидуального видения мира, оно в первую очередь должно зависеть от профессиональной направленности человека. Что и было выявлено в ходе данного эмпирического исследования.

Методика САМОАЛ

Результаты по данной методики были проанализированы в сопоставлении с проведенными ранее. Выявилась прямая зависимость в большинстве случаях влияния уровня самоактуализации на состояние уровня депрессии. Например, респондент №11 (группа мужчин бизнесменов) самый низкий уровень стремления к самоактуализации к=21%, совпадает с негативными оценками понятия "я сам" по методикам семантический дифференциал и цветоассоциативному эксперименту, а так же достаточно большим уровнем депрессии по методики "Шкала депрессии". Так же наибольший уровень стремления к самоактуализации по группам отмечен в группе женщин бизнесменов к=85%, и по данным клинической беседы, и по результатам других методик данный респондент оценивает себя как достаточно успешного, с хорошей самооценкой, имеющий удовлетворенностью в работе, личной жизни и общением с окружающими. Анализ результатов по всем группам респондентов подтверждают прямую корреляционную связь между высоким уровнем коэффициента стремления к самоактуализации с наиболее положительными результатами по другим проведенным методикам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Феноменологический подход к личности
Феноменологическое направление считает для индивида реальным то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, то такж ...

Виды ощущений
Выделяют следующие основания классификации ощущений: - по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение; - по месту расположения рецепторов; -по времени возникновения в ходе эволюции; -по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздраж ...

Основные парадигмы зарубежной социальной психологии
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия: 1) решение вопроса о природе человека; 2) преобладающа ...