Информация » Речевая манипуляция в переговорах » Принципиальные различия между убеждением и внушением

Принципиальные различия между убеждением и внушением

Внушение представляет собой разновидность психологического влияния - процесса и результата изменения манипулятором поведения другого человека, его установок, намерений в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Снижение сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствие целенаправленного активного понимания – вот основные спутники внушения. Поэтому манипуляция как внушение рассматривается в качестве одностороннего процесса. Втрое немаловажное значение – внушение качественно противопоставляется убеждению, которое свою очередь является более лояльным методом манипуляции, так как обращается к собственному суждению оппонента. «В то время как словесное убеждение обыкновенно действует на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами, внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.»[9] Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики.

Очевидно, что внушение и убеждение являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое. Чаще всего, они действуют даже одновременно, что позволяет более эффективно достигнуть манипулятору желаемой цели.

Таким образом, специфика манипулятивного речевого воздействия носит не только качественный, но и количественный характер.

Благодаря своей биологической природе человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Некоторые психологи утверждают, что подверженность внушению - постоянная участь человека. Но механизмы внушения не всегда работают одинаково. Многократно повторяемое внушение является наиболее эффективным методом «зомбирования» оппонента. Внушение как правило очень зависимо от эмоционального состояния оппонента. Манипулятор, зная своего собеседника, может намеренно ввести его в состояние наибольшего психического возбуждения и уже после того, как тот будет готов, начать эффективное внушение. То же самое касается и общества в целом. На различных этапах своего развития общество может быть более или менее склонно к внушению. Существует мнение, что в обществе, развивающемся по законам демократии, эффективнее действуют механизмы логического убеждения, тогда как в условии тирании, диктатуры, монархии народ, не привыкший к мыслительной деятельности, наиболее подвержен внушению.

В этом случае, эффективно массовое внушение, достигаемое с помощью СМИ.


Основные понятия и термины
Архетип демографического воспроизводства – самые ранние стадии существования человеческого рода; высокая рождаемость, высокая смертность (до 40-45‰). Возрастно-половая структура населения СССР: по данным переписи населения 1959 г., в СССР женщин было 114,8 млн., мужчин – 94 млн., то есть на 1000 мужчин приходилось 1222 женщины (при э ...

Годовой план работы психолога
Методическая тема: Формирование психосоциальной компетентности учащихся с интеллектуальными нарушениями в современных условиях. Цель: создание условий, способствующих развитию и формированию психосоциальнй компетентности учащихся с интеллектуальными недостатками. Задачи: разработка методических рекомендаций по созданию условий для фо ...

Психологические характеристики темпераментов.
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; однако его ра­дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много ...