Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте

Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте
Страница 2

Степень вторичных отклонений и их характер при частичном дефекте различны не только в зависимости от выраженности первичного дефекта, но в гораздо большей мере в зависимости от условий, в которых протекает развитие ребенка.

Как видим, взаимодействие различных условий и факторов развития при частичном дефекте значительно сложнее, чем при тотальном. Поэтому учет сложного взаимодействия всех факторов — обязательное требование при анализе развития ребенка с частичным дефектом.

Рассмотрим различия в проявлении вторичных нарушений у детей и взрослых на примере одного из первичных симптомов.

У детей, перенесших в раннем возрасте энцефалит, клиницисты отмечали глубокие изменения в эмоционально-волевой сфере и поведении: лживость, прилипчивость, импульсивность, повышенную сексуальность, немотивированные поступки и др. Поскольку поражение задевало высшие отделы ствола мозга, врачи приходили к заключению, что вторичные нарушения связаны непосредственно с важнейшими функциями эмоционально-волевой сферы.

Но при сравнении картины нарушений у взрослых и детей при одной и той же локализации поражения были обнаружены резкие различия в картине поведения. У взрослых взаимоотношения разных систем мозга уже сложились, ведущую роль играет кора лобных долей мозга, осуществляющая функции программирования и регуляции произвольного поведения, в результате чего психомоторные разряды тормозятся, не нарушая сложных форм поведения. У детей при раннем поражении, когда кора лобных долей мозга еще не созрела, примитивные влечения и психомоторные непосредственные разряды не регулируются, они остаются вне всякого контроля со стороны еще не сложившихся корковых функциональных систем.

Пострадавший ребенок лжет или ворует не потому, что его моральные оценки смещены, его поведение объясняется тем, что непосредственные импульсы не контролируются не успевшими сложиться сложными аффективными системами, у него не сформировались обобщенные формы осмысленного интеллектуально-организованного аффекта.

В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в стадии формирования. У взрослых они уже сложились и приняли характер стройной организации, при которой возникают огромные возможности взаимозаменяемости и переключаемое в случае нарушения функции.

Различные сроки появления дефекта определяют и своеобразие развития внутри собственно детского возраста. Так, при потере зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте у ребенка сохраняются зрительные представления, что позволяет ему познавать мир, опираясь на сохранившиеся в памяти образы. Потеря слуха при сформировавшейся речи позволяет использовать речевой опыт для развития мышления и самой речи. Умственная отсталость, наступившая в результате распада психических функций, также дает отличную от врожденной или рано приобретенной форм картину развития ребенка.

Исследования Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева в области детской психиатрии позволили выделить преимущественные для разных периодов детского и подросткового возраста проявления психических расстройств (табл. 2). Ученые предположили, что их патогенетическую основу составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные обстоятельства.

Таблица 2

Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков

Уровень

Возраст

Проявления

1

2

3

Соматовегетативный

0—3 года

Различные варианты невропатического синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности и т.п.

Психомоторный

4—10 лет

Гипердинамический синдром, системные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п.

Аффективный

7—12 лет

Синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества и т.п.

Эмоционально-идеатор-ный

12—16 лет

Сверхценные образования (идеи): ипохондрии, дисморфобии, нервная анорексия, сверхценные увлечения, синдром философической интоксикации и т.п.

Страницы: 1 2 3


Основные формы завершения конфликта
Завершение конфликта — это окончание конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, котор ...

План мероприятий по психологическому просвещению родителей, педагогов, воспитателей
План мероприятий по психологическому просвещению родителей (педагоги младших школьников) Цель работы Вид деятельности Объект деятельное ти сроки Консультирование родителей: 1-4 кл. По Психологическое «Школьные трудности ребенка: запросу просвещение причины, по проблемам пути пре ...

Внутриличностный конфликт: виды, последствия. Виды внутриличностных конфликтов
Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и ...