Основное содержание диссертации
Страница 6

Результаты повторного однофакторного дисперсионного анализа позволяют говорить о том, что в выборке учащихся 10-х классов, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, изменилось влияние показателей одиночества на личностные факторы.

Влияние одиночества на отношения со значимыми людьми не выявлено, что можно рассматривать как переосмысление учащимися роли одиночества. Появляется новая связь – влияние одиночества на проблемы в отношении к себе, что можно рассматривать как подтверждение того, что осознание одиночества актуализирует внутренний диалог.

На

самоотношение

личности одиночество не оказывает существенного влияния, за исключением факторов низкой насыщенности жизни целями и низкой целеустремленности и недостаточного самопринятия. Обратное влияние (влияние факторов самоотношения на одиночество) представлено более явно. Так, факторами одиночества являются: низкая результативность жизни (неудовлетворенность жизнью), закрытость личности и склонность к самообвинению.

Изменилось влияние одиночества на факторы самовосприятия.

Одиночество и восприятие себя, как человека, способного вызывать положительные чувства других людей не исключают друг друга. Но одиночество, по-прежнему, является фактором низкой ответственности личности за события своей жизни и низкой общей осмысленности жизни.

По сравнению с результатами первичного дисперсионного анализа, появляются связи, указывающие, что одиночество является фактором характерологических особенностей личности. Одиночество способствует отзывчивости личности, а также является фактором подчинения и неуверенности в поведении. Из характерологических особенностей фактором одиночества является лишь отсутствие ориентации на мнение окружающих.

В целом, характеризуя выборку испытуемых по завершении опытно-экспериментальной работы, можно отметить следующее.

Положительно изменилось самоотношение личности. В отношении к себе более выраженным стало чувство симпатии и одобрения. Более выраженным стало желание изменяться по отношению к наличному состоянию. Снизились показатели внутренней конфликтности. Повысилась осмысленность жизни за счет осознания целей и направленности жизни. Жизнь в большей степени стала восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный процесс, более позитивной стала оценка прожитой части жизни.

Положительно изменилось самовосприятие личности. Учащиеся стали более уверенными в своей способности контролировать события жизни, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Общая осмысленность жизни также стала более выраженной. Восприятие себя стало более критичным и открытым, осознание – более глубоким. Повысилась оценка своих возможностей и ощущение силы своего «Я». Укрепилось представление о себе как об источнике активности и результатов деятельности (увеличилась интернальность личности). Появилась уверенность в своей способности вызывать уважение и симпатию окружающих, ощущение ценности собственной личности, уменьшилась склонность к самообвинению.

В межличностных отношениях сократилось число затруднений. Учащиеся получили опыт совладания с жизненными трудностями и негативными переживаниями. Позитивный опыт общения способствовал преодолению склонности учащихся к консерватизму, оппозиции, подчинению и уступчивости в межличностных отношениях (поведенческие особенности личности), или – формированию таких качеств как гибкость и способность идти на компромисс, доверие, толерантное отношение к поведению других и их попыткам оказания влияния, проявление лидерских качеств (инициативность, самостоятельность, ответственность), повышение самооценки и уверенности в себе. Более выраженными стали проявления эмпатии, сопереживания, самоотдачи, чувствительности по отношению к другим.

Произошло понимание позитивной роли одиночества в развитии личности, благодаря чему каждый учащийся задумался над вопросом о личностном смысле одиночества (мотивах одиночества) и его роли в своей жизни. Надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать сознательному выбору одиночества как возможности развития своей личности.

Оценке эффективности опытно-экспериментальной работы способствовало: использование в исследовании разработанного диагностического аппарата для изучения феномена одиночества и его связи с личностными характеристиками; модификация методики измерения одиночества; разработка авторских методик (самооценивающий опросник «Я в мире людей», проективный рисунок «Я в мире людей»), применение статистических методов обработки данных констатирующего и контрольного исследования. Результативность опытно-экспериментальной работы подтверждается наблюдениями за ее участниками, наиболее яркие и показательные из которых нашли отражение в индивидуальных описаниях ряда испытуемых.

По завершении теоретико-эмпирического исследования, на основании его положительных результатов был сформулирован ряд выводов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Техника завершения ответа - тактические тонкости
Поскольку окончание ответа в силу его значимости требует наибольшего внимания, мы советуем абитуриентам при подготовке к ответу записывать несколько финальных фраз или хотя бы одну заключительную. Важно также отделить завершение ответа от предыдущего текста, например с помощью следующих выражений: «Так можно прийти к выводу, что, »; «Та ...

Представления как психологическое явление и его основные характеристики
Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания, умения управлять своим телом и побеждать болезни. Поразительная сила образов (или ЭЙДОСОВ, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших Времен и всегда широко использовалась в ...

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в первые дни его пребывания в школе. Психолого-педагогическая характеристика готовности детей к школе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компе ...