Основное содержание диссертацииСтраница 6
Результаты повторного однофакторного дисперсионного анализа позволяют говорить о том, что в выборке учащихся 10-х классов, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, изменилось влияние показателей одиночества на личностные факторы.
Влияние одиночества на отношения со значимыми людьми не выявлено, что можно рассматривать как переосмысление учащимися роли одиночества. Появляется новая связь – влияние одиночества на проблемы в отношении к себе, что можно рассматривать как подтверждение того, что осознание одиночества актуализирует внутренний диалог.
На
самоотношение
личности одиночество не оказывает существенного влияния, за исключением факторов низкой насыщенности жизни целями и низкой целеустремленности и недостаточного самопринятия. Обратное влияние (влияние факторов самоотношения на одиночество) представлено более явно. Так, факторами одиночества являются: низкая результативность жизни (неудовлетворенность жизнью), закрытость личности и склонность к самообвинению.
Изменилось влияние одиночества на факторы самовосприятия.
Одиночество и восприятие себя, как человека, способного вызывать положительные чувства других людей не исключают друг друга. Но одиночество, по-прежнему, является фактором низкой ответственности личности за события своей жизни и низкой общей осмысленности жизни.
По сравнению с результатами первичного дисперсионного анализа, появляются связи, указывающие, что одиночество является фактором характерологических особенностей личности. Одиночество способствует отзывчивости личности, а также является фактором подчинения и неуверенности в поведении. Из характерологических особенностей фактором одиночества является лишь отсутствие ориентации на мнение окружающих.
В целом, характеризуя выборку испытуемых по завершении опытно-экспериментальной работы, можно отметить следующее.
Положительно изменилось самоотношение личности. В отношении к себе более выраженным стало чувство симпатии и одобрения. Более выраженным стало желание изменяться по отношению к наличному состоянию. Снизились показатели внутренней конфликтности. Повысилась осмысленность жизни за счет осознания целей и направленности жизни. Жизнь в большей степени стала восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный процесс, более позитивной стала оценка прожитой части жизни.
Положительно изменилось самовосприятие личности. Учащиеся стали более уверенными в своей способности контролировать события жизни, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Общая осмысленность жизни также стала более выраженной. Восприятие себя стало более критичным и открытым, осознание – более глубоким. Повысилась оценка своих возможностей и ощущение силы своего «Я». Укрепилось представление о себе как об источнике активности и результатов деятельности (увеличилась интернальность личности). Появилась уверенность в своей способности вызывать уважение и симпатию окружающих, ощущение ценности собственной личности, уменьшилась склонность к самообвинению.
В межличностных отношениях сократилось число затруднений. Учащиеся получили опыт совладания с жизненными трудностями и негативными переживаниями. Позитивный опыт общения способствовал преодолению склонности учащихся к консерватизму, оппозиции, подчинению и уступчивости в межличностных отношениях (поведенческие особенности личности), или – формированию таких качеств как гибкость и способность идти на компромисс, доверие, толерантное отношение к поведению других и их попыткам оказания влияния, проявление лидерских качеств (инициативность, самостоятельность, ответственность), повышение самооценки и уверенности в себе. Более выраженными стали проявления эмпатии, сопереживания, самоотдачи, чувствительности по отношению к другим.
Произошло понимание позитивной роли одиночества в развитии личности, благодаря чему каждый учащийся задумался над вопросом о личностном смысле одиночества (мотивах одиночества) и его роли в своей жизни. Надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать сознательному выбору одиночества как возможности развития своей личности.
Оценке эффективности опытно-экспериментальной работы способствовало: использование в исследовании разработанного диагностического аппарата для изучения феномена одиночества и его связи с личностными характеристиками; модификация методики измерения одиночества; разработка авторских методик (самооценивающий опросник «Я в мире людей», проективный рисунок «Я в мире людей»), применение статистических методов обработки данных констатирующего и контрольного исследования. Результативность опытно-экспериментальной работы подтверждается наблюдениями за ее участниками, наиболее яркие и показательные из которых нашли отражение в индивидуальных описаниях ряда испытуемых.
По завершении теоретико-эмпирического исследования, на основании его положительных результатов был сформулирован ряд выводов.
Личность преступника
В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное ...
Обоснование замысла исследования.
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательны ...
Приложения
Техника «Развитие осознавания»
Упражнение «Фигура и фон»
Участники сидят в кругу, ведущий читает инструкцию.
Ведущий: «На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратите ...

