Основное содержание диссертации
Страница 4

Общая стратегия помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества – это организация движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Реализация стратегии психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества и, тем самым – в развитии личности, предполагает выполнение ряда внешних условий. Во-первых, создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности), для понимания того, что развитие индивидуальности возможно только в контексте социальных отношений. Во-вторых, - моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности старшеклассника, совершения личностного выбора. В-третьих,

это нахождение таких форм работы, в которых было бы возможно движение от интернального отрицательногок к интернальному положительному одиночеству.

С целью создания отмеченных условий была разработана и верифицирована модель психолого-педагогической помощи в развитии личности.

Модель включила в себя такие формы работы, как: ознакомление учащихся с результатами диагностического обследования; групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (с использованием самооценивающего опросника «Я в мире людей»); индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование (с использованием разработанной проективной методики - рисунок на тему «Я в мире людей»); психологический тренинг на тему «Я в мире людей»; индивидуальное психологическое консультирование по результатам тренинга (таблица 1).

Таблица 1. Модель психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества

Формы практической работы с учащимися

(внешние условия)

Методы практической работы с учащимися

(внешние условия)

Актуализация позитивного потенциала одиночества

(внутренние условия)

1.Ознакомление учащихся с результатами психодиагностического обследования

1.Беседа и интерпретация результатов диагностического обследования, анализ положительных и отрицательных аспектов одиночества

1.Осознание учащимися одиночества и необходимости развития собственной личности

2. Групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (авторская разработка)

2.Процедуры самооценивания с использованием опросника «Я в мире людей» (авторская разработка) и проектирования образа идеального «Я»

2. Повышение ценности собственной личности и формирование положительного самоотношения

3.Психолого-педагогическое консультирование по результатам дискуссии:

· Индивидуальное консультирование;

· Групповое консультирование

3.Составление условно-вариантного прогноза развития учащихся, процедура целеполагания.

Обсуждение неосознаваемой информации о себе, дополнительная диагностика одиночества через использование проективного рисунка «Я в мире людей» (авторская разработка)

3.Формирование положительного самовосприятия, принятие личной ответственности за свою жизнь и формирование активной позиции по отношению к одиночеству:

4. Психологический тренинг возрастно-спефицического характерана тему «Я в мире людей» (авторская разработка)

4. Моделирование основных жизненных событий учащихся, экстернализация внутренних противоречий, совершение выбора

4. Формирование положительного самоотношения и самовосприятия; формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности и получение (или актуализация) положительного опыта совладания с объективными трудностями и негативными переживаниями

5. Психолого-педагогическое консультирование по результатам опытно-экспериментальной работы

5.Формулировка личных результатов учащихся, построение перспектив своего развития, разработка психолого-педагогических рекомендаций

5.Нахождение мотивационной основы выбора одиночества и баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений через соотнесение мотивов одиночества с другими жизненными мотивами

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Методики изучения
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе использовался метод тестирования, как основной, и метод эксперимента (брались дети разных возрастных групп) ...

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от ...

Результаты и обсуждение. Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук
Было проведено исследование по теппинг-тесту 65 младших школьников (результаты тестирования и коэффициента асимметрии приведены в Приложении). Вычисление коэффициента асимметрии на основании выявленного нормального распределения данного признака в исследуемой группе (рис.1) дало нам возможность выделить три группы испытуемых: праворуки ...