Основное содержание диссертации
Страница 2

Теоретический анализ позволил перейти к разработке, апробации и исследованию результативности модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества.

Констатирующее исследование проводилось на выборке из 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, ранний юношеский возраст). Общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенных по урбанизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52 человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек). В обследовании учащихся была использована модифицированная нами в соответствии с целью и задачами исследования методика «Шкала измерения одиночества UCLA». Модификация методики заключалась в выделении когнитивного, эмоционального и поведенческого показателей одиночества. На основе результатов обследования были выделены уровни переживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого, определена степень значимости переживания одиночества.

Проведенное исследование подтвердило наши предположения о том, что одиночество, в целом, характерно для представителей раннего юношеского возраста, хотя степень значимости этого переживания различна. Соотношение показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества свидетельствует о том, что ярче всего одиночество проявляется в эмоциональной сфере, как в выборке учащихся г. Тюмени, так и в выборке учащихся г. Заводоуковска. В целом же, структура одиночества не претерпевает значительных изменений, что является подтверждением типичности одиночества в юношеском возрасте и его относительной независимости от объективных условий жизни.

В ходе констатирующего исследования феномен одиночества был операционализирован с использованием следующего диагностического инструментария: методика исследования самоотношения (опросник МИС); методика «Словарь моих проблем» (на основе примерного перечня проблем, составленного Е.Б. Старовойтенко); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (разработка и адаптация Д.А. Леонтьева); «интерперсональный диагноз» Т. Лири.

На основании результатов диагностического обследования была выделена группа учащиеся 10-х классов г. Тюмени с высокими показателями одиночества (10 человек). По завершении диагностического обследования и ознакомления с его результатами данным испытуемым было предложено принять участие в развивающей программе (опытно-экспериментальной работе). В последующем экспериментальную группу по собственной инициативе пополнили еще 14 учащихся. Таким образом, общая численность экспериментальной группы составила 24 испытуемых из выборки учащихся 10-х классов г. Тюмени.

В обработке результатов констатирующего исследования были использованы методы статистической обработки: корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ.

Корреляционную матрицу составили 35 диагностированных факторов, включая: показатели одиночества (эмоциональный, когнитивный, поведенческий, общий); объективные показатели трудностей в сфере отношений личности (трудности в отношении к себе, трудности во внутрисемейных отношениях, трудности в отношениях со значимыми людьми, трудности в отношениях с группой сверстников); факторы самоотношения («самоуверенность», «самоценность», «самопринятие», «самообвинение» - МИС; «цели жизни», «процесс жизни», «результативность жизни» - СЖО); факторы самовосприятия («закрытость», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» - МИС; «локус контрля – Я», «локус контроля – жизнь», общая осмысленность жизни – СЖО); факторы поведения («доминирование», «уверенность в себе», «консерватизм», «негативный неудавшийся лидер», «уступчивость, «зависимость», «конформизм», «отзывчивость, «лидерство – подчинение», «уверенность – неуверенность», «консерватизм – радикализм», «эгоцентризм – альтруизм» - Т. Лири). В экспериментальном поле между данными факторами был проведен корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ, который позволил сгруппировать факторы по степени их связи.

Для установления и описания связи показателей одиночества с личностными факторами был применен метод ранговой корреляции с использованием критерия rs Ч. Спирмена. В целях настоящего исследования были установлены отношения общего показателя одиночества, а также показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества с факторами самоотношения, самовосприятия и поведения старшеклассника. Исходя из количественных составов выборок, значимыми корреляционными связями одиночества с личностными факторами являются: в выборке учащихся 10-х классов г. Тюмени - rs > 0,38; в выборке учащихся 11-х классов г. Тюмени - rs > 0,41; в выборке учащихся 10-х и 11-х классов г. Тюмени - rs > 0,275. Математический анализ с использованием критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие существенных и множественных отличий в корреляционных связях одиночества с личностными особенностями испытуемых в выборках учащихся 10-х и 11-х классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности операторской деятельности
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т. е. занимается управленческой деятельностью. В технологических же с ...

Экзистенциальные потребности
Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность. 1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо п ...

Физиологические основы темперамента.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре ...