Информация » Темперамент » Свойства темперамента.

Свойства темперамента.
Страница 1

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют со­бой динамические аспекты всех его видов деятельности, харак­теризуют особенности протекания психических процессов, име­ют более или менее устойчивый характер, сохраняются в тече­ние длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает спе­цифически человеческие формы). Считают, что свойства тем­перамента определяются в основном свойствами нервной сис­темы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей че­тыре блока хранения, циркулирования и переработки информа­ции (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четы­ре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компо­нента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмо­циональность (чувствительность). Все эти компоненты темпера­мента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной систе­мы, а они в свою очередь понимаются как основные характери­стики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врож­денными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению авто­ра, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств че­ловека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельно­сти, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно но­вую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой де­ятельности — предметной деятельностью и общением — каж­дое из выделенных свойств темперамента должно рассматри­ваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темпе­рамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента яв­ляются не сами по себе свойства нервной системы или их соче­тание, а типичные особенности протекания психических про­цессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продук­тивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, па­мяти и мышления соответственно, тем, на­сколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на опреде­ленном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, на­сколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рас­сматривает, представляет, думает над решением задачи быст­рее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процес­сов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полу­ченным в течение определенного отрезка времени. Продуктив­ность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не сле­дует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повы­шенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характери­зуют быстроту возникновения, прекращения или переключе­ния того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не опреде­ляют способности людей.

Страницы: 1 2


Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие. a) Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и испол ...

Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)
Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведе ...

Техника завершения ответа - тактические тонкости
Поскольку окончание ответа в силу его значимости требует наибольшего внимания, мы советуем абитуриентам при подготовке к ответу записывать несколько финальных фраз или хотя бы одну заключительную. Важно также отделить завершение ответа от предыдущего текста, например с помощью следующих выражений: «Так можно прийти к выводу, что, »; «Та ...