Информация » Изучение процессов запоминания » Понятие памяти и механизма запоминания

Понятие памяти и механизма запоминания
Страница 5

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованым».

В формировании внутренних средств центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А.Н.Леонтьев, - что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, состоит в теснейшем связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н.Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания (рис.3). Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

15

13,4

13,1

14

12,4

13

11,4

12

е

д

10,1

11

10

8,1

г

в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР (третий уровень речевого развития) необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает: – развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм; ...

Функции предбрачного периода
Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий дл ...

Выписка из журнала психологического запроса с подростками
Содержание запроса Ф.И.О. запрашивае мого Дата запроса рекомендации   Как поддержать подростка в период депрессии? Мама мальчика 8 класса Малова И.В. 29.09.09 Если ребенок в состоянии депрессии, сделайте следующее: Особенно ярко проявляйте свою поддержку и посоветуйте родителям проявлять любовь. ...