Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека

Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека
Страница 2

Итак, восприятие себя и другого неразрывно связаны между собой, Б. С. Волков пишет, что самооценка влияет на восприятие окружающих и при общение важно знать, как себя воспринимает и оценивает собеседник [9].

Для более полного понимания процесса межличностной социальной перцепции необходимо также знать его механизмы и эффекты, возникающие в процессе восприятия себя и другого человека. Они совпадают, так как эти процессы взаимосвязаны и схожи.

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Человек вступает в общение как личность, и воспринимается партнером также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. С позиции психоанализа эту мысль высказал Л. С. Выготский, написав, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других [10].

В эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это, как считает Г. М. Андреева, приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, в этот же процесс включается и каузальная атрибуция [4].

Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В ситуациях взаимодействия люди чаще всего используют следующий прием: предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко понятию «эмпатия». Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека, но здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чужой точки зрения не всегда означает отождествить себя с этим человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот другой. Если же человек проявляет к другому эмпатию, то он принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Однако субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Иными словами, процесс межличностного восприятия осложняется явлением рефлексии.

А. В. Петровский считает, что рефлексия в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Таким, образом восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого [22].

В повседневной жизни субъект, как правило, не имеет полной, научно обоснованной информации о людях, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Такое причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации [22, c. 150].

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом (стереотипом – Ж.Е.В.), имевшемся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации – прим. Г. М. Андреевой) [4].

Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем соотнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Она сопровождает все явления социальной перцепции. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Страницы: 1 2 3 4