Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками

Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками
Страница 1

Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Н.И. Семечкин отмечает, что самопознание влияет не только на отношение человека к себе, но и на отношение к другим людям. Наиболее ярко восприятие себя, система представлений о себе проявляется в самооценке [31].

Для изучения восприятия себя младшими школьниками с умственной отсталостью нами использовалось две методики, после проведения которых, можно судить о качестве представлений о себе испытуемых.

Анализ результатов проходил в три этапа: во-первых, определялся уровень общей и частных самооценок по методике «Лесенка», во-вторых, проводился анализ рисунка «Я» по методике «Нарисуй себя», в-третьих, полученные результаты сопоставлялись и выявлялись особенности самооценки и восприятия себя испытуемыми.

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур), предназначенная для выявления системы представлений о себе у детей, проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Для объективности методика дополнительно была проведена с педагогами, работающими с данным коллективом. Таким образом, были получены три оценки по восьми показателям: здоровье, ум, характер, возраст, красота, доброта, счастье, настроение. Самая высокая оценка – 1, а самая низкая – 5.

При сравнении результатов испытуемых и экспертов – педагогов, работающих с данной группой детей выявлена тенденция к завышению самооценки у всех учащихся. Так дети склонны опираться на представление о себе как о «хорошем» ребенке, не могут оценить себя реально и предпочитают говорить о себе только с положительной стороны. Также неоправданно высокие оценки дети ставили от имени учителей и родителей.

Однако было замечено, что чем хуже отношения между ребенком и взрослым, тем ниже была предполагаемая оценка испытуемого от этого человека. Таким образом, межличностные отношения имеют определенное влияние на становление Я – образа человека. В нашем случае отмечались проблемы отношений детей и родителей. Специально вопрос детско-родительских отношений не изучался, но выявленный факт говорит о возможности использования данной методики в работе с семьей, в частности: диагностика системы отношений родитель-ребенок. Это может быть связано с тем, что отношение других людей к себе не воспринимаются дифференцированно, часто ребенок оценивает людей на тех, кто ему приятен, симпатичен и неприятных. Соответственно «хорошие» другие поставят его на более высокую ступеньку, а «плохие» на низкую.

Предлагаем рассмотреть отдельные показатели, выбранные для оценивания, и определить уровень оценивания себя испытуемыми по сравнению с экспертами (рис. 1). Как видно из рисунка, большинство испытуемых имеют завышенную самооценку по всем восьми из предложенных показателей. Только у двух человек обнаружена низкая самооценка по показателю «добрый – злой». Это может быть связано с меньшей опорой на свой жизненный опыт и с большей на оценки окружающих взрослых (особенно родителей) и сверстников.

Рис. 1. Особенности частных самооценок младших школьников с умственной отсталостью (методика «Лесенка»)

Исследование по методике «Лесенка» показало, для всех испытуемых характерна завышенная самооценка, низкая критичность в отношении своего поведения, результатов деятельности. Дети опираются в оценочных суждениях на мнение взрослых и желание быть «хорошим» ребенком. Данный уровень представлений о себе и оценивания себя характерен для дошкольного возраста.

Страницы: 1 2


Психология предумышленного преступного деяния (механизм преступного деяния)
Классификации личности преступников разрабатывали такие отечественные криминологи и психологи, как С.В. Познышев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, А.Г. Ковалев, А.И.Долгова, А.Ф. Лазурский, В.Д. Филимонов, П.С. Дагель, Ю.А.Воронин, К.Е. Игошев, И.М. Миньковский, К.К.Платонов, А.Р. Ратинов, А.Д. Глоточкин, Ф.С. Мохов, Г.Г. Бочкарева, В.Г.Д ...

Исследование зрительного восприятия в выделенных группах младших школьников
Зрительное восприятие базовая психическая функция лежащая в основе высших психических функций. Под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отде ...

Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации. Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической системы современного российского общества, а также повышение общего уровня политической культуры нас ...