Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьникамиСтраница 1
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Н.И. Семечкин отмечает, что самопознание влияет не только на отношение человека к себе, но и на отношение к другим людям. Наиболее ярко восприятие себя, система представлений о себе проявляется в самооценке [31].
Для изучения восприятия себя младшими школьниками с умственной отсталостью нами использовалось две методики, после проведения которых, можно судить о качестве представлений о себе испытуемых.
Анализ результатов проходил в три этапа: во-первых, определялся уровень общей и частных самооценок по методике «Лесенка», во-вторых, проводился анализ рисунка «Я» по методике «Нарисуй себя», в-третьих, полученные результаты сопоставлялись и выявлялись особенности самооценки и восприятия себя испытуемыми.
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур), предназначенная для выявления системы представлений о себе у детей, проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Для объективности методика дополнительно была проведена с педагогами, работающими с данным коллективом. Таким образом, были получены три оценки по восьми показателям: здоровье, ум, характер, возраст, красота, доброта, счастье, настроение. Самая высокая оценка – 1, а самая низкая – 5.
При сравнении результатов испытуемых и экспертов – педагогов, работающих с данной группой детей выявлена тенденция к завышению самооценки у всех учащихся. Так дети склонны опираться на представление о себе как о «хорошем» ребенке, не могут оценить себя реально и предпочитают говорить о себе только с положительной стороны. Также неоправданно высокие оценки дети ставили от имени учителей и родителей.
Однако было замечено, что чем хуже отношения между ребенком и взрослым, тем ниже была предполагаемая оценка испытуемого от этого человека. Таким образом, межличностные отношения имеют определенное влияние на становление Я – образа человека. В нашем случае отмечались проблемы отношений детей и родителей. Специально вопрос детско-родительских отношений не изучался, но выявленный факт говорит о возможности использования данной методики в работе с семьей, в частности: диагностика системы отношений родитель-ребенок. Это может быть связано с тем, что отношение других людей к себе не воспринимаются дифференцированно, часто ребенок оценивает людей на тех, кто ему приятен, симпатичен и неприятных. Соответственно «хорошие» другие поставят его на более высокую ступеньку, а «плохие» на низкую.
Предлагаем рассмотреть отдельные показатели, выбранные для оценивания, и определить уровень оценивания себя испытуемыми по сравнению с экспертами (рис. 1). Как видно из рисунка, большинство испытуемых имеют завышенную самооценку по всем восьми из предложенных показателей. Только у двух человек обнаружена низкая самооценка по показателю «добрый – злой». Это может быть связано с меньшей опорой на свой жизненный опыт и с большей на оценки окружающих взрослых (особенно родителей) и сверстников.
Рис. 1. Особенности частных самооценок младших школьников с умственной отсталостью (методика «Лесенка»)
Исследование по методике «Лесенка» показало, для всех испытуемых характерна завышенная самооценка, низкая критичность в отношении своего поведения, результатов деятельности. Дети опираются в оценочных суждениях на мнение взрослых и желание быть «хорошим» ребенком. Данный уровень представлений о себе и оценивания себя характерен для дошкольного возраста.
Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с низким
уровнем психомоторной активности
0,64
-0,61
Обратная корреляционная связь
Прямая корреляционная связь
1.
Фактор «пластичность» имеет обратную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= - 0,61), (p≤ 0,05). Т.е. для медработников с такой особенностью темперамента как: склонность к монотонной работе, боязнь и избегание ...
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, содержит 180 страниц основного машинописного текста, 10 таблиц, 3 рисунка, список используемой литературы, приложения.
Во введении
обоснована актуальность темы, проанализирована степень ее научной разработанности, сформулированы проблема, объект, предмет, цел ...
Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самости
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции
человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом че ...