Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками

Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками
Страница 2

Для большей объективности в исследовании восприятия себя и самооценки испытуемых следует проанализировать результаты еще одной методики – «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте). Методика проводилась фронтально. Для оценки особенностей самовосприятия возьмем следующие показатели: проективная семантика пространства, сопоставление рисунка «Я» с «хорошим» и «плохим».

В проективных методах большое значение имеет расположение рисунка на листе и размер рисунка, учет этого показателя помогает определять отношение к себе субъекта, уровень самооценки. Анализ этих данных позволяет говорить о том, что не все испытуемые имеют завышенную самооценку, а только стремятся говорить о себе положительно и не оценивают реально.

Рис. 2. Уровни самооценки испытуемых по методике «Нарисуй себя» (в абс. числах)

Таким образом, по результатам проведения методики «Нарисуй себя» четыре человека показали высокий и завышенный уровень самооценки, такое же количество имеют заниженную самооценку и два человека имеют относительно адекватную самооценку (рис. 2).

Данная методика позволяет также определить отношение испытуемого к себе. Так, наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу, что по результатам проведения методики, присуще пятерым испытуемым. Рисунки трех ребят отличались неполнотой, на них отсутствовали необходимые детали, что говорит об отрицательном и / или конфликтном отношении к себе. Два человека изобразили рисунок «Я» включенным в сюжет – активное, творческое отношение к себе и окружающей действительности.

Итак, исследование показало, что у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста самооценка в среднем завышенная и недифференцированная, также им присуще некритичное отношение к своим личностным качествам, результатам деятельности и поведению. Дети представляют себя «хорошими» и «лучшими» во всем. Большинство из них опиралось при оценивании себя на отношение к себе взрослых, их оценки.

Также выявлено влияние отношений, сложившихся между взрослым (ближайшее окружение) и ребенком, на его представления о себе с точки зрения этого взрослого. Но, тем не менее, они ждут от взрослых положительных оценок.

Наше исследование показало необходимость работы психолога по расширению представлений о себе у испытуемых, а также привлечение внимания детей к окружающим людям и самому себе, поступкам, личностным характеристикам.

Страницы: 1 2 


Понятие и виды девиантного поведения
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью статуса, определяющего положение человека в обществе. Однако ...

Метапатологии
Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Мас ...

Общая характеристика конфликта
Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильно ...