Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками

Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками
Страница 2

Для большей объективности в исследовании восприятия себя и самооценки испытуемых следует проанализировать результаты еще одной методики – «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте). Методика проводилась фронтально. Для оценки особенностей самовосприятия возьмем следующие показатели: проективная семантика пространства, сопоставление рисунка «Я» с «хорошим» и «плохим».

В проективных методах большое значение имеет расположение рисунка на листе и размер рисунка, учет этого показателя помогает определять отношение к себе субъекта, уровень самооценки. Анализ этих данных позволяет говорить о том, что не все испытуемые имеют завышенную самооценку, а только стремятся говорить о себе положительно и не оценивают реально.

Рис. 2. Уровни самооценки испытуемых по методике «Нарисуй себя» (в абс. числах)

Таким образом, по результатам проведения методики «Нарисуй себя» четыре человека показали высокий и завышенный уровень самооценки, такое же количество имеют заниженную самооценку и два человека имеют относительно адекватную самооценку (рис. 2).

Данная методика позволяет также определить отношение испытуемого к себе. Так, наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу, что по результатам проведения методики, присуще пятерым испытуемым. Рисунки трех ребят отличались неполнотой, на них отсутствовали необходимые детали, что говорит об отрицательном и / или конфликтном отношении к себе. Два человека изобразили рисунок «Я» включенным в сюжет – активное, творческое отношение к себе и окружающей действительности.

Итак, исследование показало, что у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста самооценка в среднем завышенная и недифференцированная, также им присуще некритичное отношение к своим личностным качествам, результатам деятельности и поведению. Дети представляют себя «хорошими» и «лучшими» во всем. Большинство из них опиралось при оценивании себя на отношение к себе взрослых, их оценки.

Также выявлено влияние отношений, сложившихся между взрослым (ближайшее окружение) и ребенком, на его представления о себе с точки зрения этого взрослого. Но, тем не менее, они ждут от взрослых положительных оценок.

Наше исследование показало необходимость работы психолога по расширению представлений о себе у испытуемых, а также привлечение внимания детей к окружающим людям и самому себе, поступкам, личностным характеристикам.

Страницы: 1 2 


Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей
Таблица № 1. Анализ взаимосвязей в группе праворуких детей Непроизвольное запоминание Механическое запоминание Опосредов запоминан Зрительное восприятие Тревож- ность Успевае- мость Непроизвол 1 0,38 0,18 0,28 -0,02 0,12 Механическ   1 0,43 0,52 -0,34 0,53 ...

Экспериментальное исследование психологического портрета врача. Задачи, методы и организация исследования
В рамках данного исследования нами было опрошено 60 человек, из них 30 женщин и 30 мужчин, в возрасте от 25 до 55 лет. Исследование проходило на базе БСМП, в хирургическом и гинекологическом отделении, г. Чебоксары. Наше исследование проходило в три этапа. Аналитический этап : основной целью данного этапа является выдвижение цели, гипо ...

Возрастной аспект социальной перцепции
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно действует на развитие социально-перцептивных способностей человека [7 ...