Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с умственной отсталостью

Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с умственной отсталостью
Страница 2

Трудности испытывают дети и при соотнесении эмоциональных модальностей, изображенных на картинке с фотографиями. Число верно соединенных испытуемыми картинок не превышает четырех и варьируется от одной до четырех. Что можно объяснить поверхностным восприятием эмоционального состояния детьми, трудностью протекания аналитико-синтетических процессов при данном отклонении в развитии. Так, большинство испытуемых верно соотнесло эмоциональное состояние «страх» на картинке-схеме с фотографией, половина из них также верно соотнесло «радость» и «удивление» на картинке и фотографии. Что, скорее всего, связано с наиболее выраженными мимическими проявлениями этих эмоций.

Для оценки и выделения особенностей восприятия эмоциональных состояний необходимо также знать о том, на что обращает внимание воспринимающий субъект, для этого мы проанализировали рисунки испытуемых, полученных в ходе проведения методики «Нарисуй себя». Это связано с тем, что при восприятии экспрессии дети опираются на эмоциональную выразительность лица: локализацию мимических проявлений, что экспериментально подтверждено в исследованиях В. А. Барабанщикова [5].

В восприятии эмоций выделяются два экспрессивных паттерна: верхний (глаза, брови) и нижний (рот, область носа). В связи с этим мы выделили четыре зоны лица, наличие которых на рисунке будет нести информацию об особенностях восприятия мимических проявлений испытуемыми: глаза, брови, нос и рот (губы).

Анализ рисунков показал, что все испытуемые выделяют при восприятии выражения лица глаза и рот. Это говорит о том, что в процессе общения и восприятия эмоционального состояния человека в частности дети обращают внимание на область глаз и рта и признаки экспрессии есть в их эталонах восприятия

Результаты исследований А. А. Бодалева и А. М. Щетининой указывали на то, что чаще всего при восприятии человека сначала обращают внимание на глаза, затем на область рта, ведь именно эти области лица отражают характер и намерения человека [28, 39]. Но стоит отметить, что не все дети отобразили в своих рисунках нос и брови, которые также несут определенную информативную нагрузку о состоянии воспринимаемого человека, о его чувствах. Однако В. А. Барабанщиков пишет, что ведущие признаки экспрессии – наиболее выразительные мимические проявления – локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже – в области лба – бровей, а изменения выражения глаз без учета других зон «ничего не выражают». Этот вывод напоминает о том, что мимические изменения лица и проявляются, и воспринимаются человеком не изолированно, а как единое целое. А глаза, по его предположению, «представляют собой своеобразный смысловой центр лица, в котором как бы аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней зон лица» [5, С. 135].

Таким образом, в ходе экспериментального исследования особенностей восприятия других людей испытуемыми мы отметили следующее: название и выражение эмоций и эмоциональных состояний не закреплены в слове, дети путают эмоции, подменяя одни другими, описание переживаний и состояний человека скудно и однообразно. Субъективность и ситуативность суждений («Обижена, может, орет на кого-то или зевает», «Радость, потому что показали леденец»), что может быть следствием недостатка эмоционального опыта и опыта общения детей с умственной отсталостью, а также его непродуктивностью с первых лет жизни.

Результаты исследования показали, что эмоциональные состояния воспринимаются испытуемыми поверхностно и нечетко, они испытывают трудности в обобщении знаков экспрессии. Трудности возникли и с соотнесением фотографии и картинки-схемы, что также свидетельствует о затруднении понимания эмоционального содержания выражения лица.

Также при анализе ответов испытуемых были отмечены агрессивные тенденции, так среди причин эмоциональных состояний многие отмечали наказание, избиение, конфликтные ситуации, что может говорить о негативном восприятии и отношении к окружающим людям, не только взрослым, но и сверстникам, что может явиться одной из причин межличностных конфликтов в коллективе. Однако исследование показало, что дети опираются на выражение лица для определения эмоционального состояния и в рисунках изображают отдельные знаки экспрессии, это говорит о том, что способность к распознаванию эмоций у них имеется, но ее нужно развивать.

Так, умственно отсталым детям необходимо понимание того, к каким последствиям для окружающих приведет его поступок. А для этого учащиеся должны научиться понимать эмоциональные состояния других людей, уметь прочитать страх, недовольство, благодарность и другие чувства по экспрессивным знакам окружающих.

Страницы: 1 2 


Структурная модель психики
Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго). Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые нахо ...

Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе» 1. Мотивационная готовность. Цель: выявление отношения детей к школе и учению. Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику. Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний ...

Содержательное планирование и выбор типа эксперимента
Содержательное планирование, как указывалось, включает этапы формулирования экспериментальных гипотез и обоснования их интерпретационных компонентов, связанных с введением гипотетических конструктов. Для проведения эксперимента как в лабораторных условиях, так и в «полевых» на этапе содержательного планирования обосновываются также его ...