ПриложенияСтраница 3
В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий . Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смотреть . Расслабьте мышцы глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд . выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев . задержите взор . Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощенным наблюдением за этим предметом?
Теперь — закройте глаза. Что вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от наблюдения . прислушайтесь . Что вы слышите? Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощущениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания . Теперь сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уловить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых . Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забытья . сознание постепенно возвращается к вам . Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь . в городе или в деревне? в помещении или на улице? присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?
А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами, сосредоточьтесь на обонянии . Запах воздуха . Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать собственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать . запах вашей одежды . подмышек . Принюхайтесь к запахам предметов, окружающих вас . О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали? Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?
Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку . Почувствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Прожевывайте каждый кусочек тщательно и неторопливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений . Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку .
Теперь замрите на минуту, направьте внимание на руки, особенно — на кончики пальцев, и попытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир? Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов, ногтей . исследуйте поверхность кожи . А сейчас прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете . Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее . Поищите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движений . Теперь попробуйте попеременно направлять свое внимание то на одну, то на другую руку . Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку . Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала поглаживания? Снова переключите внимание на пассивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профиля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?
Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 г. в Туле, где и провел детские и юношеские годы. В 1914 г. он поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, но учеба была прервана службой в армии. В результате закончить университет ему удалось только в 1921 г. Кроме университета, в 1921 г. ...
Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...
Содержание методики констатирующего эксперимента
1. Методика «Закрась рисунок». [24]
Цель: Определение способности цветового восприятия.
Материал: 3 картинки с изображением цветных рисунков и 3 картинки с изображением тех же рисунков, но в черно-белом варианте.
Процедура проведения: Ребенку дают аналогичные рисунки с цветным изображением и с черно-белым изображением и цветные каран ...