Приложения
Страница 3

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий . Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смотреть . Расслабьте мышцы глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд . выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев . задержите взор . Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощенным наблюдением за этим предметом?

Теперь — закройте глаза. Что вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от наблюдения . прислушайтесь . Что вы слышите? Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощущениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания . Теперь сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уловить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых . Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забытья . сознание постепенно возвращается к вам . Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь . в городе или в деревне? в помещении или на улице? присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами, сосредоточьтесь на обонянии . Запах воздуха . Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать собственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать . запах вашей одежды . подмышек . Принюхайтесь к запахам предметов, окружающих вас . О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали? Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку . Почувствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Прожевывайте каждый кусочек тщательно и неторопливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений . Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку .

Теперь замрите на минуту, направьте внимание на руки, особенно — на кончики пальцев, и попытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир? Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов, ногтей . исследуйте поверхность кожи . А сейчас прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете . Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее . Поищите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движений . Теперь попробуйте попеременно направлять свое внимание то на одну, то на другую руку . Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку . Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала поглаживания? Снова переключите внимание на пассивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профиля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
В социальной сфере тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты. К социальным факторам относятся: отношения с товарищами, успешность деятельности человека, положение в обществе, самооценка ...

Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнен ...

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Основными критериями нормального протекания сенсорного развития является соответствие определенным формальным показателям сформированности отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.) [28]. Исследования Л.А. Венгера [7], Э.Г. Пилюгиной [30], Д.Б. Эльконина [38] и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное ра ...