Информация » Конфликты в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь » Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап

Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
Страница 2

Не останавливаясь на подробном обзоре, в традиционных для психологии исследованиях конфликта представляется необходимым подчеркнуть два принципиальных момента, которые важны в контексте данного исследования:

1. обе традиции рассматривают конфликт как феномен острого переживания, резкого переструктурирования или распада различных структур. Однако необходимо отметить, что при этом отношение к конфликту как явлению однозначно вредному с середины нынешнего столетия претерпевает изменение.

2. конфликт рассматривается либо как глубинно-психологическое, либо как социально-психологическое явление, монопредметно.

Это понимание положено в прикладные конфликтологические программы, которые имеют большой успех.

В отечественной психологии приняты определения, основывающиеся на понятии "противоречия". Например, конфликт понимается как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как сложное многоуровневое явление, общим для которого является противоречие, такую точку зрения поддерживали Ершов А.А., Кичанова И.М., Орлова Э.А., Ломов Б.Ф [3].

Наиболее яркую психолого-педагогическую интерпретацию понятие "конфликт" получило в работах таких исследователей, как Бойко В.В., Петровская Л.А., Ковалев А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ершов А. А. и др. Согласно результатам их исследований, конфликт есть проявление единоборства, т.е. столкновения личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [11].

При изучение межличностного конфликта ряд исследователей акцентируют внимание на следующем подходе к решению этой проблемы. Исходя из неразрывности понятий "общение", "взаимоотношения", "взаимодействие" - исследование межличностных конфликтов идет в контексте общей проблемы межличностных отношений и взаимодействий. Эта идея нашла свое подтверждение в исследованиях, проведенных отечественными психологами Полозова Т.А., Бойко В.В., Ковалев А.Г., Игумнова [3]. Согласно данным проведенных исследований, совместимость является двухполюсным фактором, степень ее меняется от полюса совместимости людей до полюса их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие способствует повышению совместимости, возникновение же конфликтов – понижению [5]. В зависимости от сферы проявления психологические особенности людей, оказывающие воздействие на их конфликтность (т.е. интенсивность, частота конфликтов), можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном общении. В числе наиболее мощных оказалось 4 нравственно-коммуникативных фактора: умение считаться с мнениями и интересами других, умение воспринимать критику, вежливость и тактичность, отзывчивость и доброжелательность, готовность помочь друг другу [17].

Нидерландский исследователь Дэн Тьесвольд отмечает в своих работах, что конфликт - это "сигнал неблагополучия в коммуникациях между людьми". Основной причиной конфликта, считает он, является то, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого [3]. Конфликт можно рассматривать и как ответную эмоционально окрашенную реакцию на неприятные ситуации, и как ситуацию ненайденного выхода, когда идет поиск путей стабилизации отношений между конфликтующими сторонами, а также как реакцию людей на препятствие к достижению целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям [17].

Страницы: 1 2 3


Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер
В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные и ...

Специфика отечественных исследований в области психологии пола
До начала 1990-х годов гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало. Можно выделить следующие этапы в развитии отечественной психологии пола: 1. Дискуссии о психологических проблемах межполовых отношен ...

Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации. Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической системы современного российского общества, а также повышение общего уровня политической культуры нас ...