Информация » Конфликты в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь » Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап

Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
Страница 2

Не останавливаясь на подробном обзоре, в традиционных для психологии исследованиях конфликта представляется необходимым подчеркнуть два принципиальных момента, которые важны в контексте данного исследования:

1. обе традиции рассматривают конфликт как феномен острого переживания, резкого переструктурирования или распада различных структур. Однако необходимо отметить, что при этом отношение к конфликту как явлению однозначно вредному с середины нынешнего столетия претерпевает изменение.

2. конфликт рассматривается либо как глубинно-психологическое, либо как социально-психологическое явление, монопредметно.

Это понимание положено в прикладные конфликтологические программы, которые имеют большой успех.

В отечественной психологии приняты определения, основывающиеся на понятии "противоречия". Например, конфликт понимается как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как сложное многоуровневое явление, общим для которого является противоречие, такую точку зрения поддерживали Ершов А.А., Кичанова И.М., Орлова Э.А., Ломов Б.Ф [3].

Наиболее яркую психолого-педагогическую интерпретацию понятие "конфликт" получило в работах таких исследователей, как Бойко В.В., Петровская Л.А., Ковалев А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ершов А. А. и др. Согласно результатам их исследований, конфликт есть проявление единоборства, т.е. столкновения личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [11].

При изучение межличностного конфликта ряд исследователей акцентируют внимание на следующем подходе к решению этой проблемы. Исходя из неразрывности понятий "общение", "взаимоотношения", "взаимодействие" - исследование межличностных конфликтов идет в контексте общей проблемы межличностных отношений и взаимодействий. Эта идея нашла свое подтверждение в исследованиях, проведенных отечественными психологами Полозова Т.А., Бойко В.В., Ковалев А.Г., Игумнова [3]. Согласно данным проведенных исследований, совместимость является двухполюсным фактором, степень ее меняется от полюса совместимости людей до полюса их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие способствует повышению совместимости, возникновение же конфликтов – понижению [5]. В зависимости от сферы проявления психологические особенности людей, оказывающие воздействие на их конфликтность (т.е. интенсивность, частота конфликтов), можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном общении. В числе наиболее мощных оказалось 4 нравственно-коммуникативных фактора: умение считаться с мнениями и интересами других, умение воспринимать критику, вежливость и тактичность, отзывчивость и доброжелательность, готовность помочь друг другу [17].

Нидерландский исследователь Дэн Тьесвольд отмечает в своих работах, что конфликт - это "сигнал неблагополучия в коммуникациях между людьми". Основной причиной конфликта, считает он, является то, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого [3]. Конфликт можно рассматривать и как ответную эмоционально окрашенную реакцию на неприятные ситуации, и как ситуацию ненайденного выхода, когда идет поиск путей стабилизации отношений между конфликтующими сторонами, а также как реакцию людей на препятствие к достижению целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям [17].

Страницы: 1 2 3


Составление психологического портрета личности суицидента на основе психолингвистического исследования. Психолингвистический анализ текстов писем предсмертных записок
В исследовании было проанализировано 32 текста. Среди них встречались различные по объему и содержанию, одни - длинные, на нескольких листах, другие составляли всего 1-2 предложения. Однако, на наш взгляд, с помощью этой информации можно составить достаточно целостный психологический портрет потенциального суицидента и уточнить психолог ...

Констатирующий эксперимент
Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов. Предметом исследования являлись личностные гендерные характеристики студентов. Объект исследования – 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия). Гипотеза исследования: чем выше кон ...

Гуманистическая теория личности (Эрих Фромм). Краткий биографический очерк Э. Фромма
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте и был единственным ребенком в семье. Одним из наиболее значительных воспоминаний детства для Фромма стала первая мировая война. По образованию Фромм был философом, серьезно изучал социологию и психологию. Серьезное влияние на него оказали З. Фрейд – в вопросе о бессознательности многих мотиво ...