Информация » Психологический портрет врача » Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Страница 2

А. Курпатов и А.Н. Алехин указывает на феноменологический опыт эмпатии, как для испытавшего его по отношению к себе, так и для испытывающего ее к другому необходим, и конструируется взаимно [50, с. 206].

В исследованиях И.М. Юсупова было показано, что именно эмпатия в профессиях системы «человек-человек» рассматривается как:

- фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии;

- фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладения в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание [101, с. 37].

С другой стороны, во многих исследованиях эмпатия понимается как свойство личности, личностная и профессиональная установка, говорится об эмпатийном потенциале противопоставляющая различным жизненным трудным ситуациям [50, с. 94].

Следующей наиболее значимой характеристикой психологического портрета врача в нашем исследовании является такое понятие, как самоактуализация. В связи с этим, рассмотрим основные положение данной составляющей.

По мнению Е.П. Ильина понятие «человек» не существует без понятия «деятельность». Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность, что подтверждается большим количеством исследований связи личности с производимой ею деятельностью согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние [34, с. 232].

Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности и среди многообразных видов социальной внешней деятельности личности, профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса [33, с. 182].

По словам Е.П. Ермолаева профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть. Трудовая деятельность направленная не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самоё себя, которая характеризуется в основном тем, что в процессе деятельности происходит идентификация и усвоение ценностей, которые обеспечивают самосовершенствование личности, как в личном, так и в профессиональном плане. Механизм этого процесса выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей [27, с. 72].

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами.

По утверждениям И.С. Кона самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом здесь подразумевается приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными и эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение ценностно-личностном смысле [47, с. 123].

Косарев И.И. и Т.Л. Бухарина в своей книге описывают влияние самоактуализации в медицинских профессиях, по их мнению, именно когда имеет быть место личностному росту, личность приближается к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни. Через помощь другому человеку, через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность происходит самоидентификация себя как врача. Эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии [46, с. 15].

При этом большинством исследователей подчеркивается тот факт, что самоактуализация личности формируется не только по причине профессиональной успешности или не успешности, а за счет образующих личность структур восприятия себя в окружающем мире.

Так в работах Н.Л. Иванова и Т.В. Румянцевой в понятие самоактуализации входит своеобразие взаимоотношение между людьми и представляет собой совокупность эмоционального отношения к людям, близким. Это относительно устойчивое явление, содержание которого включает в себя:

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1. ИНТЕРЕСОВ СТРУКТУРА ХЕННИНГА Обзор Методика относится к классу опросников-анкет. Предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. По своей структуре и предназначению сходна с "Анкетой интересов". Стимульный материал представлен 136 утверждениями, к которым испытуемый должен вырази ...

Приемы и методы, используемые на кружковых занятиях по живописи
1. Эмоциональный настрой Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. [25. С. 103] На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует вниман ...

Особенности подросткового развития
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом в ...