Информация » Психологический портрет врача » Гендерные особенности психологического портрета врача

Гендерные особенности психологического портрета врача
Страница 1

Учитывая специфику личностных особенностей профессиональной деятельности врача, основные формы его проявления, а также субъективные и объективные факторы воздействия профессиональной деятельности нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям психологического портрета врача.

Понятие «гендер» впервые появилось в работе Р. Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин «гендер», заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола – совокупности биологических характеристик – генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М. Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [12, с. 11 – 16].

Гендер – это:

a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;

b) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям. Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии «Линзы тендера», которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития. Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. В соответствии с теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно – оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия [12, с. 17 – 25].

Таким образом, теория «Линз тендера» Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей личности и ее психологических установок. Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы. Рассмотрим основные исследования касаемые личностных особенностей.

Страницы: 1 2


Давление в группе
Исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и ...

Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности
-0,52 0,55 0,63 0,62 0,45 0,45 0,49 1. Фактор «социальная эмоциональность» имеет положительную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= 0,55), (p≤ 0,05), «личностная тревожность» (r= 0,62), (p≤ 0,05). Медработники с высокой эмоциональностью в коммуникативной сфере, высокой чув ...

У кого воображение богаче: у взрослого или ребенка?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основыв ...