Диагностические методики
Страница 2

Обработка результатов: по предлагаемой автором балловой системе.

12. «Объём образной кратковременной памяти».

Цель: изучение объёма образной кратковременной памяти. Ход: ребёнку предлагается запомнить 30 картинок.

Обработка результатов: подсчитывается общий средний показатель по группе количества воспроизведённых слов.

Протоколы бесед, наблюдений, экспериментальных исследований.

Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон)

Цель: изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания, его продуктивности.

Оборудование: бланки, ручки, секундомер.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай»», ты по строчкам этого рисунка начнёшь искать и зачёркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачёркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». Ребёнок работает 2,5 мин, через каждые 30 минут остановка.

Обработка и анализ результатов: подсчитывается общее количество просмотренных знаков, ошибки и по формуле высчитывается показатель устойчивости и продуктивности.

Методика «Запомни точки» (по К.К. Платонову)

Цель: изучение индивидуальных особенностей объёма внимания и точности восприятия простейших объектов.

Оборудование: набор из 16 карточек (8 с точками, 8 пустых).

Инструкция: «сейчас я буду показывать на очень короткое время карточки. На каждой карточке несколько точек по-разному расположенных. Тебе нужно запомнить как точки расположены на карточке, а затем на другой отметить то, что запомнил. Внимание! Начинаем!».

Обработка и анализ результатов: показателем объёма внимания является число точек на карточке.

Методика «Цветные матрицы Дж. Равена»

Цель: исследование восприятия и наглядно-образного мышления. Оборудование: 36 матриц.

Инструкция: сейчас я покажу тебе «коврики», в которые нужно подобрать «заплатку»

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)

Цель: выявление индивидуальных различий в скорости заучивания материала. Оборудование: набор из 10 односложных слов, не связанных по смыслу.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я прочту тебе несколько слов, ты постараешься их запомнить. Как только я закончу читать, ты сразу повторишь те, которые запомнишь. Называть слова можно в любом порядке, так, как они вспоминаются. Всё понятно? . Внимание, начали».

Затем испытуемому зачитывается ряд слов. По ходу воспроизведения слов заполняется протокол. Эксперимент прекращается после 4 прочтений, даже если ребёнок не запомнил все слова.

Обработка и анализ результатов: подсчитывается общее количество правильных воспроизведений при каждом повторении; основным критерием для оценки скорости заучивания является количество повторений, которые потребовались испытуемому для полного запоминания всего ряда.

Методика «Объём образной кратковременной памяти».

Цель: определение объёма образной кратковременной памяти. Оборудование: ряд из 9 геометрических фигур, изображённых по одной на карточках размером 8x8 см.

Инструкция: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры. Ваша задача - запомнить их, а затем по моей команде вспомнить и нарисовать».

Ход: после инструкции испытуемому последовательно, одна за другой предъявляются 9 геометрических фигур, каждая на 2 сек. с интервалом в 1 сек. После предъявления всех фигур испытуемый рисует фигуры, которые запомнил, в протоколе. Фиксируется время рисования и ошибки.

Обработка результатов: вычисляется показатель объёма кратковременной памяти (А) по формуле А=В+Т, где В - показатель продуктивности памяти, Т - время.

В=С-тх 100, где С+п

С - количество правильно воспроизведённых фигур,

m - количество ошибочно воспроизведённых фигур,

п - количество пропущенных фигур.

Показатель А по таблице переводится в шкальную оценку.

«Лесенка» В. Шур

Цель: исследование самооценки.

Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)

Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель).

Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: "да" (+), нет" (-), "не знаю"(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь». Текст опросника.

Страницы: 1 2 3 4 5


Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в истории
Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе. В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда – оба сразу. Самые древние религии характеризуются дом ...

Я-концепция
Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самостькак бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительны ...

Образ жизни: D-life и B-life
В зависимости от того, какие потребности доминируют, Маслоу предложил видение двух образов жизни: 1. D - life – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требований окружения. Этот стиль жизни ориентирован на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Главный принцип такой жизни – живи сегодня ...