Информация » Психология личности » Психосексуальные стадии развития.

Психосексуальные стадии развития.
Страница 2

Если произошла фиксация на второй половине оральной стадии, то человек будет принадлежать к т.н. орально-агрессивному типу. Всю свою жизнь он будет пытаться эксплуатировать других людей, использовать для своих целей. Такой человек будет постоянно «покусывать» окружающих, станет спорщиком, пессимистом, будет ко всему относиться цинично и саркастически.

Анальная стадия. Эта стадия развития соответствует периоду, когда ребенок учится контролировать процесс дефекации и мочеиспускания, т.е. приучаются к туалету. Таким образом, не имея другого способа получения удовольствия (грудь уже отняли) ребенок находит другое место на теле, через которое он может совершенно независимо от других получать сексуальное удовольствие. У рта продолжают сохраняться признаки эрогенной зоны (и это останется на всю жизнь), но основной акцент смещается на задний проход.

Говоря о значении анальной зоны, отметим, что первое запрещение, предъявляемое ребенку относительно его потребностей, касается именно анальной зоны и ее продуктов. Маленький человек в этот момент впервые чувствует враждебность окружающего мира. До этого источником сексуального удовлетворения была мать и ребенок не отделял себя от нее, теперь же ребенок вынужден учиться отделять себя от чуждого ему мира и затем совершить первое в жизни «откладывание» удовлетворения. С этого момента «анальное» становится символом всего, что необходимо отбросить или устранить из жизни. На более поздних стадиях развития человеку достаточно тяжело отделить генитальные процессы от анальных, т.к. они, во-первых, анатомически близко расположены, а, во-вторых, функционально близки. На особую роль анальной эротики указывает также значение геморроидальных явлений и невротиков: часто геморрой служит толчком возникновения невроза, природа которого скрыта в детских вытесненных переживаниях.

Дети очень ловко пользуются эрогенной раздражимостью анальной зоны. Они в течение длительного времени удерживают каловые массы внутри кишечника, пока они, скопившись в большом количестве не выходят наружу, вызывая сильные мышечные сокращения и раздражая слизистую оболочку кишечника. Некоторые дети в этом возрасте проявляют упорное нежелание очистить кишечник, когда их об этом просят, т.е. на горшок. Вместо этого ребенок выполняет эту функцию исключительно когда ему заблагорассудится. Таким образом, ребенок беспокоится только о том, чтобы получить максимальное удовольствие из анальной зоны.

С выполнением функции дефекации в детстве очень тесно связано одобрение или неодобрение окружающих. Ребенок пока еще не может отделить себя от содержимого кишечника, смотрит на него как на свой особый орган. Согласие ребенка испражняться по воле окружающих оценивается им самим как уступчивость, как подарок родителям. В то же время отказ от немедленного туалета ребенок оценивает как собственное упрямство, независимость от родителей. Понимая собственный кал как «подарок» родителям ребенок впервые приходит к пониманию того «откуда берутся дети». Согласно представлениям ребенка чтобы появился потомок нужно что-то особенное съесть, а затем сходить в туалет.

Задержка на анальной стадии развития происходит потому, что из-за соответствующего поведения родителей ребенок постоянно задерживает фекальные массы и как бы мастурбирует. Следствием такой задержки являются очень частые запоры у невротиков. Кроме того, больные неврозами и другими нарушениями почти всегда имеют свои особые церемонии и обычаи, связанные с туалетом, которые они тщательно скрывают.

Формирование личности на анальной стадии зависит, прежде всего, от поведения родителей. Если они ведут себя слишком требовательно, т.е. требуют, чтобы ребенок немедленно «сделал свои дела», дети могут отказаться выполнять требования родителей и у него начнутся запоры. Такой стиль поведения может распространиться на другие стороны жизни и у ребенка сформируется анально-сдерживающий тип личности. Такой человек скуп, упрям, чрезмерно методичен и педантичен, не может переносить беспорядок и неразбериху.

Другая форма поведения, которую может выбрать ребенок, это протест, т.е. ребенок может специально пачкаться, когда ему это заблагорассудится, таким образом, протестуя против строгости. Такие люди позже формируются в анально-выталкивающий тип. Они склонны к разрушению, беспокойству, импульсивности, эмоциональной неустойчивости, иногда к садистической жестокости. Смысл такого стиля поведения – сделать что-то наперекор социальным нормам.

Фрейд считал, что если родители регулярно поощряют детей к опорожнению кишечника и хвалят их за это, то ребенок учится контролировать себя и воспитывает позитивную самооценку.

В конце анальной стадии некоторые исследователи выделяют также уретральную стадию, когда ребенок, научившись контролировать дефекацию, начинает контролировать мочеиспускание. Эта стадия является как бы переходной, когда внимание ребенка смещается на половые органы. Ребенок начинает их изучать и живо интересуется процессом деторождения.

Страницы: 1 2 3 4


Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности. Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...

Одаренность. Понятие одаренности
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. «Ненадёжность выводов по изуче ...

Основные этапы формирования мышления
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной теме. В настоящее время существует несколько наиболее известных квалификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определённые отличия друг ...