Информация » Психология личности » Психосексуальные стадии развития.

Психосексуальные стадии развития.
Страница 1

Сексуальный инстинкт ребенка очень сложен, он допускает разложение на множество компонентов, которые ведут происхождение из различных источников. Прежде всего, сексуальный инстинкт совершенно не зависит от функции размножения. Его цель – получение удовольствий различного рода. Это удовольствие можно рассматривать как сексуальное наслаждение.

В теории Фрейда стремление ребенка получить удовольствие именуется инфантильной сексуальностью. Главный ее источник – раздражение особенно возбудимых частей тела, а именно гениталий, отверстий рта, ануса, мочеиспускательного канала, кожи и других слизистых оболочек тела.

Первые стадии психосексуального развития называют прегенитальными или аутоэротическими, т.к. в этот период сексуальный инстинкт сконцентрирован прежде всего на собственном теле. Например, сосание ребенком груди матери – типичный пример аутоэротического удовлетворения. Вместе с проявлениями аутоэротизма у ребенка очень рано формируется сексуальное поведение, связанное с использованием в качестве объекта другого лица. При этом вся сексуальная деятельность человека, как в младенчестве, так и в период зрелости – это попарное сочетание пассивных и активных компонентов. В крайних появлениях это садизм – мазохизм, подглядывание – эксгибиционизм.

Кроме того, известный последователь и друг З.Фрейда Вильгельм Флис утверждал, что каждому индивиду присущи гомосексуальные черты (женские – пассивные, мужские – активные), соответственно нарушение баланса между ними может быть причиной психо- и сексопатологий.

Важным здесь является то, что, несмотря на знание ребенком анатомических различий между полами, он не ассоциирует себя «как мужчина» или «как женщина». Инфантильная сексуальность в основе своей бисексуальна, т.е. является сочетанием активной и пассивной роли.

Оральная стадия психосексуального развития начинается вместе с рождением человека и продолжается примерно до 1,5 лет. В этот период выживание младенца целиком зависит от того, кто о нем заботится. Единственный способ выжить для ребенка – зависимость. Младенец получает питание из материнской груди или ее заменителя, причем процесс питания для него неотделим от удовольствия. Именно рот, его слизистая оболочка, губы, язык, а позже десны и зубы являются центром активности индивида. Дети получают удовольствие не только потому, что удовлетворяют потребность в пище, но и потому, что пищевой инстинкт в этом возрасте тесно связан с инстинктом сексуальным. Они являются продолжением друг друга и не могут существовать по отдельности.

Пищевое поведение младенца полностью соответствует концепции инстинкта, присутствуют и цель, и объект, и источник и стимул. Таким образом, первыми объектами удовольствия для ребенка становятся материнская грудь или соска, а первым участком тела, в котором сначала происходит скопление энергии, а затем ее редукция, является рот.

Как известно, на первых стадиях развития ребенком руководит только Ид, и, соответственно, принцип нирваны. Поэтому ребенок постепенно начинает стремиться к постоянному получению удовольствия через рот. В данном случае важны два фактора:

1) ребенок не способен отличить себя от матери, он считает себя ее продолжением, а ее – своим;

2) ребенок эгоцентричен, им руководит принцип нирваны и он не в состоянии понять, почему не может получить грудь, а с ней удовлетворение, немедленно. Поэтому постепенно грудь теряет первостепенное значение в качестве сексуального объекта и заменяется частью собственного тела. Ребенок сосет свой палец или язык или тащит в рот игрушки.

Кроме того, на оральной стадии, особенно если мать пренебрегает ребенком, он сам, искусственно начинает создавать на своем теле эрогенные зоны. Ребенок постоянно покусывает или облизывает какую-то часть кожи и на ней закрепляются свойства эротического объекта, т.е. таким образом ребенок учится получать аутоэротические сексуальные удовольствия.

В течение орального периода формируются основные установки личности, касающиеся зависимости, независимости, доверия – недоверия, опоры в отношениях с людьми.

Оральная стадия развития прекращается вместе с прекращением кормления грудью. Для ребенка это критический момент, связанный с исчезновением источника сексуального удовлетворения. Чем сильнее трудности, связанные с отлучением от груди, тем сильнее фиксация на оральной стадии развития. Соответственно, чем сильнее конфликт на этой стадии, тем сильнее ребенку развиваться дальше.

Если ребенок получает на оральной стадии чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, то его личность скорее всего будет принадлежать к оральному типу. Причем, если фиксация произошла на ранних стадиях развития, то человек будет иметь орально-пассивную личность. Такой человек, недополучивший в детстве материнской ласки и тепла, как бы уже во взрослой жизни ищет от окружения «материнского» отношения к себе. Он весел и оптимистичен, его отношения основаны на доверии к людям, он любой ценой ищет от людей одобрения.

Страницы: 1 2 3 4


Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы
Психотерапия как система, использующая для лечебного воздействия психологические средства, является точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Интердисциплинарность как понятие получила особое распространение в связи с научно-техническим прогрессом, когда стали возникать быстро развивавши ...

Теория типов личности (Ганс Юрген Айзенк)
Айзенк является продолжателем теории Кеттелла. Он также считает, что главным способом изучения личности является факторный анализ. Но в отличие от Кеттелла он считает, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт . Такие суперчерты Айзенк называл типами личности. Айзенк полагает, что черты и ти ...

Последний штрих. Обобщение ответа
Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа. Оно, как последний штрих в рисунке, в пределе может сделать его или гениальным - или бездарным. Ответ, конечно же, нужно обобщить. Обобщение, однако, не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений о ...