Информация » Психология личности » Психосексуальные стадии развития.

Психосексуальные стадии развития.
Страница 3

Фаллическая стадия. Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. В большинстве случаев представления детей о взрослой сексуальности достаточно смутны, неточны и ошибочны. Тем не менее, как считал Фрейд, большинство детей знают о сексе гораздо больше, чем это кажется родителям.

Важнейшей целью этой стадии развития является полоролевая идентификация, т.е. то, что мальчик осознает себя особью мужского пола, а девочка – женского. Представления ребенка о половой жизни взрослых в этот период формируется в результате наблюдения за половыми действиями родителей, либо услышанные фразы, намеки и т.д.

В этот период ребенок рассматривает одного из родителей в качестве сексуального объекта. В детстве, по мнению Фрейда, отец предпочитает дочь, а мать – сына. Ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка.

При этом чувства, возникающие в семье по поводу таких отношений, могут быть не только нежными и дружескими, но и отрицательными, враждебными. При этом возникает особый комплекс, который во взрослом состоянии всегда вытеснен, но продолжает влиять на человека всю жизнь.

Рассмотрим, как этот комплекс развивается у мальчиков. Первоначально единственным источником сексуального удовольствия мальчиков является только мать. Разрыв с матерью для ребенка был бы страшным ударом, поэтому он стремиться как-то удержать ее на пост-оральных стадиях развития. Из своих наблюдений мальчик обнаруживает, что у его отца существует некий предмет – пенис, который каким-то образом связан с любовью матери и с доминирующей ролью отца в доме. Ребенок пытается передать матери свои эротически окрашенные чувства и поэтому дети часто демонстрируют матери свои половые органы. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится занять место отца. Некоторые дети даже иногда заявляют о своем желании жениться на них, не обращая внимание на наличие отца.

Постепенно мальчик осознает, что отец сильнее, больше, умнее, более умело делает какие-то действия и одновременно начинает считать отца главным конкурентом в борьбе за мать. Мальчик считает, что основа обладания матерью – это пенис, но у отца он больше. К тому же, мальчик думает, что отец знает о его мыслях и поэтому у мальчика возникает страх кастрации. В возрасте между пятью и семью годами в норме происходит разрешение комплекса: мальчик вытесняет в бессознательное свои сексуальные влечения к матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Этот процесс называется идентификацией с агрессором и выполняет несколько функций – во-первых, мальчик перенимает от отца те формы поведения, которые означают «быть мужчиной», во-вторых, мальчик пытается удержать мать не только при помощи пениса, как такового, но и обладая теми же атрибутами, что и отец.

Описанные явления Фрейд назвал комплексом Эдипа. В трагедии Сафокла «Царь Эдип» прорицатель сообщает отцу Эдипа, что он будет убит своим сыном. Тот отдает своего сына страннику и приказывает убить его. Но странник жалеет младенца и отдает его на воспитание царю соседнего острова. Эдип вырастает, возвращается в Фивы и женится на своей матери, не зная о том, что он ее сын. Когда Эдип узнал, что случилось, он ослепил себя.

Фрейд сделал вывод, что в основе конфликта лежит один из величайших психологических конфликтов – Эдип знал, что живет с матерью. Аналогичным примером стал Гамлет – тень его отца преследует его, она знает все его тайные желания. Основы Эдипова комплекса мы находим и в религии. Бог-отец убивает (хотя и только физически) своего сына, т.е. сбывается страх маленького мальчика.

У девочек процесс полоролевой идентификации происходит несколько иначе. Когда девочка вступает в фаллическую стадию, то обнаруживает, что в отличие от отца у нее нет пениса. Когда девочка делает это открытие, она начинает хотеть, чтобы отец вступил с ней в любовную связь, т.е. «подарил» ей пенис. Это желание называется «завистью к пенису». Девочка начинает проявлять враждебность по отношению к матери, во-первых, за то, что она родила ее без пениса, а во-вторых, аз то, что отец матери «дарит» пенис, а ей нет. По причине отсутствия пениса многие девочки считают свой род дефективным.

Постепенно девочка может смирится с отсутствием пениса, и пытается стать похожей на мать, чтобы все равно получить символический доступ к отцу.

Фрейд считал, что неразрешенные комплексы фаллической стадии являются ядерным комплексом любого невроза. Он обращал внимание на то, что в зрелости многие мужчины страдают навязчивыми страхами, приступами паралича или амнезии из-за вытесненного страха перед кастрацией. В то же время многие женщины в ходе психотерапевтических сеансов рассказывают о том, как в детстве были изнасилованы отцом или «незнакомцем». В большинстве случаев это фантазии, вызванные тем, что не произошло разрешение комплекса Электры.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, вызывающе, они стремятся всячески добиваться успеха, они постоянно демонстрируют свою мужественность и половую мощь. У женщин фаллическая фиксация приводит к желанию флиртовать, обольщать, главенствовать над мужчинами, хотя внешне такие женщины могут демонстрировать свою наивность и неосведомленность в вопросах секса. По Фрейду неразрешенные комплексы Эдипа и Электры – основная причина импотенции и фригидности.

Страницы: 1 2 3 4


Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)
В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа: 1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, ...

Когнитивизм
Суть когнитивизма – объяснение социального поведения за счет преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на изучение познавательных процессов. Истоком когнитивизма является гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Ключевая идея когнитивизма: впечатления индивида о мире ...

Развитие фантазии кружковых занятий по живописи. Понятие и сущность фантазии
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, а где ложь? Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из так ...