Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей

Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей
Страница 3

Для выявления компетентности

использовались шкалы С.Хартер, которые направлены на выявление компетентности в различных сферах деятельности: познавательной, в общении со сверстниками, во внеурочной деятельности, общее самоприятие.

По выраженности познавательной компетентности серьезных различий между группами не наблюдается, что отражает общевозрастную тенденцию - ведущая деятельность младшего школьного возраста - это учебная деятельность.

По другим показателям компетентности наблюдаются значимые различия между группами. Наименьшая компетентность по всем показателям, кроме познавательной компетентности, обнаруживается у амбидекстров, а наибольшая у левшей. В целом оценка компетентности у амбидекстров ниже, чем у леворуких и даже у праворуких.

Для оценки сформированности когнитивной сферы исследовались механическое, непроизвольное и опосредованное запоминание и зрительное восприятие.

Зрительное восприятие лучше всего развито у амбидекстров и взаимосвязанос памятью, так как в силу не чёткого доминирования им приходится опираться на зрительные ориентиры.

У леворуких детей непроизвольное запоминание развито значительно лучше, чем механическое.

У праворуких детей значения непроизвольного запоминания ниже, чем у леворуких и амбидекстров. Но по механическому запоминанию их результаты лучше, чем у леворуких детей, что говорит о большей зрелости ВПФ у правшей.

Леворукие дети могут испытывать трудности в обучении. Эта проблема часто обсуждается и широко представлена в многочисленной литературе, посвященной трудностям и атипии развития леворуких. Однако леворукие дети, испытывая трудности в адаптации, понимают свое особое положение и стараются реализовать себя, выделяя такие способы усвоения учебной деятельности, которые удобны для них, в частности опираясь на опосредование. Согласно позиции Д.Б.Эльконина, эти способы – важные орудия самостоятельной умственной деятельности, они делают доступными каждому результаты работы гениев.

По нашим данным еще одной группой риска в начальной школе являются амбидекстры – это дети с особенностями психического становления. Неустановившийся профиль и возможное расхождение между психическим и календарным возрастом плохо влияют на адаптацию. Себя они ощущают такими, как все, поэтому не испытывают потребности в самокоррекции, как левши, хотя на самом деле такие дети нуждаются в более внимательном отношении взрослых в основном направленном на становление доминирования рук.

Страницы: 1 2 3 


Психические нарушения
Когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда не согласующиеся переживания встречаются слишком часто, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Последствиями такой ситуации является возникновение невроза. Защита невротика все же позволяет ему не допустить сознания тр ...

Анализ трудов авторов психоаналитической теории детского развития. Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и З.Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые ...

Референтные группы
В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в группе, выделяются референтные группы и группы членства. Для каждого индивида группа может рассматриваться с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности. Референтная группа - это группа, на которую ориентируется человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведен ...