Ценностная структура в развитии человекаСтраница 1
Под ценностью в психологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность выступает как благо для человека, т. е. нечто положительное, важное для его жизнедеятельности, например — ценность одежды, компьютера, знаний, свободного времени, орудий труда. Это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содержанием. Русский религиозный философ Н.О. Лосский так определял понятие ценности: "Ценность есть нечто всепроникаюшее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка Вся жизнь движется любовью к ценностям". Ценность — это нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает его на конкретные поступки.
В психологии полагается, что сам мир уже изначально обладает такими свойствами ("ценностная предметность", или "ценность в потенции"), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. (Например, книга в руках дикаря не представляет для него никакой ценности, а значит, не вызывает восхищения и душевного трепета перед ней). Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т. е. в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность "рождается" в точке встречи человека и мира. Дикая природа сама по себе ни для кого не представляет ценности, ведь в ней нет человека, а для животных она есть всего лишь объект витальных (жизненных) потребностей. Ценностные характеристики она обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного. В связи с этим русский философ-просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал: "Без человека вся природа мертва, весь порядок не что иное, как хаос . В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость, стройность и первая точная красота". В ценностном отношении раскрывается небезразличие, небезучастность человека по отношению к миру. Человек — это ведь не животное, которое, удовлетворив свои физиологические потребности, успокаивается на этом. Нет, у него имеются и потребности иного, несравненно более сложного характера — социальные, духовные и иные. Человек в мире в одном лице проявляет себя как созерцатель, соучастник всего происходящего, и судья всему вокруг него.
В психологии применяется и понятие "польза", которым тоже выявляется значение окружающего мира. Но оно раскрывает не социокультурное, а биологическое, физиологическое значение предметов мира для человека, например — польза пищи, воды, домашней утвари и т. п. Можно сказать, что польза — это простейшая ценность, которая играет некую функциональную роль (полезность, пригодность) в повседневной жизни человека.
Следует иметь в виду, что вещи и явления, кроме положительного, могут иметь и отрицательное значение, т. е. восприниматься как антиценности (отрицательные "ценности", "псевдоценности"), быть носителями негативных значений (смыслов) для человека. Выражением антиценностей в общественной жизни является, как известно. Зло в различных его проявлениях. Напротив, Добро символизирует собой все положительное, высоконравственное и совершенное для человека — вещи, деяния, отношения и прочее. Жизнь общества являет собой арену вечной и неутихающей борьбы противоположных начал - светлого и темного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. Добро на деле есть утверждение жизни, а Зло, напротив, есть ее разрушение, отрицание. Ценности и антиценности (Ум и Глупость, Труд и Лень, Любовь и Ненависть, и т. д.) словно бы соперничают между собой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником.
Запреты
Психотерапевты Боб и Мери Гулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов (с частичкой НЕ):
- не будь
- не делай
- не расти
- не будь ребенком
- не будь самим собой
- не будь значимым (не высовывайся)
- не пр ...
Становление психологии
Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности. Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека. Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и ...
Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами.
Сначала сравниваем предметы.
Где кружков больше? (В нижнем ряду.)
Где кружков меньше? (В верхнем ряду.)
В каком ряду не хватает кружка?
Как уравнять, ч ...

