Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 1

Под ценностью в психологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность выступает как благо для человека, т. е. нечто положительное, важное для его жизнедеятельности, например — ценность одежды, компьютера, знаний, свободного времени, орудий труда. Это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содержанием. Русский религиозный философ Н.О. Лосский так определял понятие ценности: "Ценность есть нечто всепроникаюшее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка Вся жизнь движется любовью к ценностям". Ценность — это нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает его на конкретные поступки. травы для похудения сжигающие

В психологии полагается, что сам мир уже изначально обладает такими свойствами ("ценностная предметность", или "ценность в потенции"), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. (Например, книга в руках дикаря не представляет для него никакой ценности, а значит, не вызывает восхищения и душевного трепета перед ней). Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т. е. в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность "рождается" в точке встречи человека и мира. Дикая природа сама по себе ни для кого не представляет ценности, ведь в ней нет человека, а для животных она есть всего лишь объект витальных (жизненных) потребностей. Ценностные характеристики она обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного. В связи с этим русский философ-просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал: "Без человека вся природа мертва, весь порядок не что иное, как хаос . В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость, стройность и первая точная красота". В ценностном отношении раскрывается небезразличие, небезучастность человека по отношению к миру. Человек — это ведь не животное, которое, удовлетворив свои физиологические потребности, успокаивается на этом. Нет, у него имеются и потребности иного, несравненно более сложного характера — социальные, духовные и иные. Человек в мире в одном лице проявляет себя как созерцатель, соучастник всего происходящего, и судья всему вокруг него.

В психологии применяется и понятие "польза", которым тоже выявляется значение окружающего мира. Но оно раскрывает не социокультурное, а биологическое, физиологическое значение предметов мира для человека, например — польза пищи, воды, домашней утвари и т. п. Можно сказать, что польза — это простейшая ценность, которая играет некую функциональную роль (полезность, пригодность) в повседневной жизни человека.

Следует иметь в виду, что вещи и явления, кроме положительного, могут иметь и отрицательное значение, т. е. восприниматься как антиценности (отрицательные "ценности", "псевдоценности"), быть носителями негативных значений (смыслов) для человека. Выражением антиценностей в общественной жизни является, как известно. Зло в различных его проявлениях. Напротив, Добро символизирует собой все положительное, высоконравственное и совершенное для человека — вещи, деяния, отношения и прочее. Жизнь общества являет собой арену вечной и неутихающей борьбы противоположных начал - светлого и темного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. Добро на деле есть утверждение жизни, а Зло, напротив, есть ее разрушение, отрицание. Ценности и антиценности (Ум и Глупость, Труд и Лень, Любовь и Ненависть, и т. д.) словно бы соперничают между собой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эриксон
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1. Личность р ...

Теоретические основы изучения. Народонаселения
Демография (с греч. demos – народ, grafio – пишу). Объект изучения демографии – население. Предмет демографии – процессы и факторы воспроизводства населения как одного из фундаментальных компонентов воспроизводства общества. Население и народонаселение. Воспроизводство населения. Типы движения населения – естественное (включает процессы ...

Эмоциональное выгорание
Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. [17 C.35] Синдром эмоцион ...