Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 1

Под ценностью в психологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность выступает как благо для человека, т. е. нечто положительное, важное для его жизнедеятельности, например — ценность одежды, компьютера, знаний, свободного времени, орудий труда. Это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содержанием. Русский религиозный философ Н.О. Лосский так определял понятие ценности: "Ценность есть нечто всепроникаюшее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка Вся жизнь движется любовью к ценностям". Ценность — это нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает его на конкретные поступки. травы для похудения сжигающие

В психологии полагается, что сам мир уже изначально обладает такими свойствами ("ценностная предметность", или "ценность в потенции"), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. (Например, книга в руках дикаря не представляет для него никакой ценности, а значит, не вызывает восхищения и душевного трепета перед ней). Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т. е. в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность "рождается" в точке встречи человека и мира. Дикая природа сама по себе ни для кого не представляет ценности, ведь в ней нет человека, а для животных она есть всего лишь объект витальных (жизненных) потребностей. Ценностные характеристики она обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного. В связи с этим русский философ-просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал: "Без человека вся природа мертва, весь порядок не что иное, как хаос . В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость, стройность и первая точная красота". В ценностном отношении раскрывается небезразличие, небезучастность человека по отношению к миру. Человек — это ведь не животное, которое, удовлетворив свои физиологические потребности, успокаивается на этом. Нет, у него имеются и потребности иного, несравненно более сложного характера — социальные, духовные и иные. Человек в мире в одном лице проявляет себя как созерцатель, соучастник всего происходящего, и судья всему вокруг него.

В психологии применяется и понятие "польза", которым тоже выявляется значение окружающего мира. Но оно раскрывает не социокультурное, а биологическое, физиологическое значение предметов мира для человека, например — польза пищи, воды, домашней утвари и т. п. Можно сказать, что польза — это простейшая ценность, которая играет некую функциональную роль (полезность, пригодность) в повседневной жизни человека.

Следует иметь в виду, что вещи и явления, кроме положительного, могут иметь и отрицательное значение, т. е. восприниматься как антиценности (отрицательные "ценности", "псевдоценности"), быть носителями негативных значений (смыслов) для человека. Выражением антиценностей в общественной жизни является, как известно. Зло в различных его проявлениях. Напротив, Добро символизирует собой все положительное, высоконравственное и совершенное для человека — вещи, деяния, отношения и прочее. Жизнь общества являет собой арену вечной и неутихающей борьбы противоположных начал - светлого и темного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. Добро на деле есть утверждение жизни, а Зло, напротив, есть ее разрушение, отрицание. Ценности и антиценности (Ум и Глупость, Труд и Лень, Любовь и Ненависть, и т. д.) словно бы соперничают между собой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Рефлексивное слушание – стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полу ...

Количественные представления и понятия
Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68). Опыт работы показывает, что без развития количественных представлении овладение понятием числа, натуральным рядом чисел быва ...

Психологические компоненты анализа писем
На наш взгляд, стоит начать с анализа содержания записок. В данном случае можно выделить ряд факторов, указывающих на вид самоубийства (рациональное или аффективное): Элементы анализа Примеры из текста Частота встречаемости Выводы 1. Упор на существующие проблемы, указание на добровольный уход из жизни - Я ухожу из ...