Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 2

К числу важнейших понятий психологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Кратко говоря, оценка — это отнесение значения к ценности, если таковая в предметах имеется. Основаниями оценки являются потребности и интересы, установки индивида или социальной группы, существующие в обществе образцы, нормы, правила. Оценка призвана ориентировать человека в окружающем мире, направлять его повседневную жизнь. Она присуща и обыденному, и научному познанию. Оценочный аспект в большой мере присутствует в гуманитарных и общественных науках, ведь в них часто проявляется личностная позиция исследователя. Известно, например, что работа К. Маркса "Капитал" — это не только крупное научное произведение своего времени. Это ведь еще и оценка капитализма XIX в. как строя несправедливого и бесчеловечного, и поэтому, с точки зрения Маркса, подлежащего революционному преобразованию в коммунизм.

Что же касается переоценки ценностей, то она представляет собой переосмысление устоявшихся представлений и смыслов, и, соответственно, смену ориентиров, вех в жизни. В общественной жизни возможно и искажение ценностных представлений, т. е. подмена (сознательная или же не умышленная) добра злом (например, низкопробное произведение искусства воспринимается как шедевр, бескорыстие уступает дорогу алчности и т. п.).

На основе оценок складываются оценочные суждения человека: "это — хорошо", "это — плохо", "это — прекрасно, а это — безобразно" и т. п. С помощью таких суждений человек осознает окружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное. Подобные суждения (они всегда субъективны) существуют в религии и науке, в политике, в повседневном познании, быту.

Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в психологии называется аксиосферой. Можно сказать, что аксиосфера — это и есть содержание культуры, которая (культура), в свою очередь, является способом существования человека в качестве человека. Аксиосфера представляет собой огромное многообразие ценностей — этических и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. В связи с этим русский религиозный философ Б.П. Вышеславцеб замечал, что " . Каждая нация и каждая культура имеет свою систему ценностей, которую она "культивирует", и свою высшую ценность и "святыню", которую она религиозно почитает". Мир ценностей — это мир значений, в котором человек существует и в котором он черпает ориентиры своего жизненного пути.

Надо полагать, что структура (строение) аксиосферы всегда подвижна и имеет конкретно-исторический характер. Например, в средние века доминировали религиозные, в эпоху Возрождения — гуманистические, а в середине и второй половине XX в. на первый план стали выдвигаться так называемые экзистенциальные ценности, которые связаны с познанием человеком смысла своей жизни и существования в мире, своей свободы и несвободы. Философская мысль нашего времени стала активно обращаться к теме экологических ценностей, в которых раскрывается великая роль Природы и Жизни на нашей планете, необходимость их защиты и сохранения для потомков.

В аксиосфере существует иерархия ценностей, т. е. определенное их расположение с точки зрения значения для субъекта. Очевидно ведь, что индивид или группа всегда имеют свои собственные предпочтения и устремления, в отличие от других индивидов и групп. Вместе с тем, существуют ведь и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценностная пирамида, основание которой прочно и устойчиво, если его "кирпичики" сделаны из добротного "материала" — из ценностей, которые не подвержены разрушению временем и поэтому имеют непреходящее значение. Б. П. Вышеславцев предложил называть особо важные ценности "святостью", "святынями", а его соотечественник Н.О. Лосский определил их как "абсолютные", "безусловно оправданные". У каждого народа и у каждого человека есть то, что для них свято и неприкосновенно, что вызывает душевный трепет, восхищение, любовь и преклонение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выр ...

Психопатология воли. Нарушение воли
Итак, психопатология воли может быть выражена в следующих формах. Абулия. Отсутствие стремления к деятельности, пассивность, аспонтанность, адинамия. Абулия наблюдается при различных патологических процессах. В частности, при шизофрении («утрата энергетического потенциала», «динамическое опустошение», «структурная деформация»), будучи ...

Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...