Ценностная структура в развитии человекаСтраница 2
К числу важнейших понятий психологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Кратко говоря, оценка — это отнесение значения к ценности, если таковая в предметах имеется. Основаниями оценки являются потребности и интересы, установки индивида или социальной группы, существующие в обществе образцы, нормы, правила. Оценка призвана ориентировать человека в окружающем мире, направлять его повседневную жизнь. Она присуща и обыденному, и научному познанию. Оценочный аспект в большой мере присутствует в гуманитарных и общественных науках, ведь в них часто проявляется личностная позиция исследователя. Известно, например, что работа К. Маркса "Капитал" — это не только крупное научное произведение своего времени. Это ведь еще и оценка капитализма XIX в. как строя несправедливого и бесчеловечного, и поэтому, с точки зрения Маркса, подлежащего революционному преобразованию в коммунизм.
Что же касается переоценки ценностей, то она представляет собой переосмысление устоявшихся представлений и смыслов, и, соответственно, смену ориентиров, вех в жизни. В общественной жизни возможно и искажение ценностных представлений, т. е. подмена (сознательная или же не умышленная) добра злом (например, низкопробное произведение искусства воспринимается как шедевр, бескорыстие уступает дорогу алчности и т. п.).
На основе оценок складываются оценочные суждения человека: "это — хорошо", "это — плохо", "это — прекрасно, а это — безобразно" и т. п. С помощью таких суждений человек осознает окружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное. Подобные суждения (они всегда субъективны) существуют в религии и науке, в политике, в повседневном познании, быту.
Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в психологии называется аксиосферой. Можно сказать, что аксиосфера — это и есть содержание культуры, которая (культура), в свою очередь, является способом существования человека в качестве человека. Аксиосфера представляет собой огромное многообразие ценностей — этических и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. В связи с этим русский религиозный философ Б.П. Вышеславцеб замечал, что " . Каждая нация и каждая культура имеет свою систему ценностей, которую она "культивирует", и свою высшую ценность и "святыню", которую она религиозно почитает". Мир ценностей — это мир значений, в котором человек существует и в котором он черпает ориентиры своего жизненного пути.
Надо полагать, что структура (строение) аксиосферы всегда подвижна и имеет конкретно-исторический характер. Например, в средние века доминировали религиозные, в эпоху Возрождения — гуманистические, а в середине и второй половине XX в. на первый план стали выдвигаться так называемые экзистенциальные ценности, которые связаны с познанием человеком смысла своей жизни и существования в мире, своей свободы и несвободы. Философская мысль нашего времени стала активно обращаться к теме экологических ценностей, в которых раскрывается великая роль Природы и Жизни на нашей планете, необходимость их защиты и сохранения для потомков.
В аксиосфере существует иерархия ценностей, т. е. определенное их расположение с точки зрения значения для субъекта. Очевидно ведь, что индивид или группа всегда имеют свои собственные предпочтения и устремления, в отличие от других индивидов и групп. Вместе с тем, существуют ведь и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценностная пирамида, основание которой прочно и устойчиво, если его "кирпичики" сделаны из добротного "материала" — из ценностей, которые не подвержены разрушению временем и поэтому имеют непреходящее значение. Б. П. Вышеславцев предложил называть особо важные ценности "святостью", "святынями", а его соотечественник Н.О. Лосский определил их как "абсолютные", "безусловно оправданные". У каждого народа и у каждого человека есть то, что для них свято и неприкосновенно, что вызывает душевный трепет, восхищение, любовь и преклонение.
Как лучше учить стихи?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памят ...
Теоретическое понятие воли. Понятие воли
Термин "воля" представляет проблему для психотерапевта. Он так давно был изгнан из лексикона терапии, что когда его привлекают сейчас, терапевту трудно его признать, словно старого знакомого, побывавшего во многих переделках и теперь вернувшегося из изгнания. Возможно также, что клиницист не уверен, хочет ли он признать это ст ...
Практическая часть. Программы кружковых занятий по живописи
Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском творческом коллективе помогают ребенку выявить и развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитию художественного в ...