Ценностная структура в развитии человекаСтраница 3
Выше мы назвали важнейшие понятия, которыми оперирует философская психология. Большую роль в ней играют также и такие понятия, как "идеал", "ценностные ориентиры", "смысл жизни человека", "ценностные представления", "ценностный нигилизм" и "ценностный вакуум", "кризис ценностей" и "конфликт ценностей", "духовность" и другие. На отдельные из них мы обратим внимание в последующем.
Таким образом, психология как философская теория ценностей раскрывает специфический аспект бытия человека в окружающем его мире, а именно — ценностное отношение к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения для человека. Психология раскрывает также и внутренний мир самого человека — его ценностные представления и ориентации в этом мире, переживание и осмысление этого мира. Кратко говоря, предметом психологии является ценностное отношение человека к миру, многообразные формы проявления этого отношения в действительности.
Нами было отмечено, что мир ценностей (аксиосфера) весьма многообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные основания для классификации. Тем самым будут выявлены формы существования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного.
Первая группа (выделение по субъекту-носителю) — это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("микрокосмос"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", — гласит русская пословица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркивается тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде.
Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности духовные — в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функцию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека.
Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Известно, например, сколь велика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т. п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.
Память
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как ...
Психологические механизмы в
переговорном процессе
В искусстве ведения переговоров нередко используют речевую манипуляцию, в основном чтобы выдать результат принятия решения противоположной стороной за ее собственное.
Для того, чтобы грамотно направить ход переговоров в нужное русло, используется целый ряд механизмов. Эти психологические механизмы представляют собой целостную совокупно ...
Как нужно повторять?
К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их ...