Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 5

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру.

Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По определению В. И. Даля, идеал — это "мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта". Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стремление человека к изменению мира своего бытия. По словам И. Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л. Н. Толстой подчеркивал, что идеал — это " . путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни". Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как личность, существо творческое и всегда "незавершенное", ищущее и деятельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой творческой энергии.

Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга — и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свидетельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чистоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу "трудиться для человечества", а став со временем глубоким социальным мыслителем, он избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего "реального гуманизма"). Но существуют и ложные идеалы ("псевдоидеалы"), которые свидетельствуют о деформациях духовного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, — Чичикова из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, инженера Гарина из романа А. Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".

Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духовной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Проблема идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социально-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал выступает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения человеком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит — и счастья.

В философской психологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской философской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым — носителям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам — людям, совершавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух — это свет и культура, а бездуховность — это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Обучение способам обследования предметов
После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда этот цвет содержит элементы разных цвет ...

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксопа так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во ...

Психологические исследования личностных особенностей людей, способных к генерации юмора
В психологической науке исследователями велась разработка тестов на генерацию юмора для изучения индивидуальных различий в способности создавать или генерировать юмор. Однако большинство из них было предназначено для использования в индивидуальных исследованиях и обычно они не были стандартизированы. В некоторых из этих исследований из ...