Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 6

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире человека так называемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т. п.). Духовность — это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духовности — это проблема выхода человека за рамки достигнутого, проблема восхождения к высоким идеалам-ценностям — к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) развития человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однажды русский писатель А.П. Чехов. Становление и развитие духовного начала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).

Весьма важную роль в формировании духовности человека призвана играть философия как особого рода знание — знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку выйти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценностные ориентиры — о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, высоком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизненного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!", — заметил в связи с этим русский писатель XX в. В. Г. Распутин). Раскрывая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал: " . На вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р. Декарт подчеркивал, что " . философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров .". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выживании человечества, философия обращает особое внимание на ценность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также лучше представить себе социально-культурную сущность воспитания человека. С точки зрения психологии, воспитание являет собой формирование системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценностного сознания и способности к оценке. Главное — это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность - это ведь умение самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В противном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность — это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и осмысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру человеческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком психологии, воспитание — это формирование ценностной культуры. По словам Б.П. Вышеславцева. подлинная личность должна являть собой "высшее единство познающего, оценивающего и действующего субъекта".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Речевая готовность ребенка к школе
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита ...

Психологическая характеристика профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел
Требования современности определяют необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего, с одной стороны, защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств и, с другой стороны, соблюдение при этом всех законных прав ...

Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе» 1. Мотивационная готовность. Цель: выявление отношения детей к школе и учению. Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику. Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний ...