Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 6

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире человека так называемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т. п.). Духовность — это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духовности — это проблема выхода человека за рамки достигнутого, проблема восхождения к высоким идеалам-ценностям — к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) развития человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однажды русский писатель А.П. Чехов. Становление и развитие духовного начала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).

Весьма важную роль в формировании духовности человека призвана играть философия как особого рода знание — знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку выйти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценностные ориентиры — о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, высоком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизненного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!", — заметил в связи с этим русский писатель XX в. В. Г. Распутин). Раскрывая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал: " . На вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р. Декарт подчеркивал, что " . философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров .". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выживании человечества, философия обращает особое внимание на ценность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также лучше представить себе социально-культурную сущность воспитания человека. С точки зрения психологии, воспитание являет собой формирование системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценностного сознания и способности к оценке. Главное — это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность - это ведь умение самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В противном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность — это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и осмысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру человеческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком психологии, воспитание — это формирование ценностной культуры. По словам Б.П. Вышеславцева. подлинная личность должна являть собой "высшее единство познающего, оценивающего и действующего субъекта".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теперь рассмотрим, когда отвечать на вопросы и замечания
С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно. С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты: до того, как замечание высказано; сразу после того, как оно сделано; во время замечания, перебив экзаменатора; несколько позднее; никогда. Отвечать до того, как замеч ...

Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зимме ...

И отдельно о ясности вашего ответа
Если экзаменатор почувствует, что вы сознательно пытаетесь его запутать, то оценка ответа, безусловно, будет ниже ваших фактических знаний. Поэтому, даже если какой-либо вопрос вы знаете поверхностно и путаницы не избежать, то хотя бы изображайте ясность. Этого можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, л ...