Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма. Виды нормы

Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма. Виды нормы
Страница 4

Французский психиатр Кюльер утверждал, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет — погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».

Гете принадлежит афоризм: «Дураки и умные люди равным образом безвредны. Опасны только полудурки и полумудрецы».

К. Ясперс в «Общей психопатологии» цитирует высказывание Вильманса: «Так называемая нормальность — не что иное, как легкая форма слабоумия» и далее объясняет: «Логически это означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство людей слегка слабоумно. Но мера здоровья — это нечто статистически среднее, т.е. свойственное большинству; соответственно, легкая степень слабоумия — это и есть здоровье. Следовательно, нечто болезненное и есть норма. Таким образом, «здоровое — синоним «больного». Такой логический ход мысли завершается очевидным распадом обоих понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждениях».

А. Маслоу пишет о том, что общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» — лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею. Однако он склонен считать такую норму скорее болезнью, уродством, задержкой человеческого развития, «недочеловечностью».

Некоторые психологи подвергают критике и адаптационный подход, приверженцы которого считают, что любая патология представляет собой либо «расстройство врожденных форм поведения», сбой в нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат внутреннего несоответствия социального и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе», форма выживания человека в экстремальных для него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский).

Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества.

Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку — деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.

Страницы: 1 2 3 4 


Личность и самосознание
Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системны ...

Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочетания этих факторов – все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию ...

Синдром философской/метафизической интоксикации
Ведущим симптомом являются непрерывные размышления о философских и социальных проблемах: о смысле жизни и смерти, о предназначении человечества, о самосовершенствовании, об улучшении жизни общества, о путях устранения опасностей, грозящих людям, о соотношении мозга и сознания, о матери и душе, о пятом измерении, о шестом чувстве и т.п. ...