Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма.
Виды нормыСтраница 3
Социальные нормы — феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время его реабилитации.
Другой пример дают исследования трансформации социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала психологию коллективизма, сегодня на смену ему приходит индивидуализм.
Групповая норма. Это специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм позволяет ей соотнести поведение каждого ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы.
Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, однако они нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях.
Специалисты-психологи и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не нормы» все еще не разработаны. Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:
— детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
— максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
— гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
— адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;
— соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
— удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;
— умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
— критический подход к обстоятельствам жизни;
— способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
— чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
— постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
— способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
При анализе перечисленных параметров становится ясно, что единый образец жизни и поведения для всех людей — это скорее абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни.
П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.
Б.С. Братусь отмечал, что самым расхожим для многих психологов и психиатров остается понимание нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного к окружающей среде. Такое, понимание согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании, прочно отождествляющем нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».
Гуманистическая
психология
Существующие на сегодняшний день теории личности можно условно разделить на три большие группы. I – психодинамические теории: представляют человека в свете интрапсихических и инстинктивных процессов: (психоанализ). II – бихевиоральное направление – понимает человека как безвольный и послушный результат влияния окружающей среды. Главным ...
Общие закономерности ответа на экзамене. Сколько и как говорить. Соотношение
вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80 %
на 25-20 %
При уменьшении высказываний экзаменатора вам будет трудно поддержать обратную связь, а при увеличении экзаменатору покажется, что на вопрос ответил он сам.
И то и другое очень нежелательно. Если ваш экзаменатор не отличается богатством мимики и высокой говорливостью, то вам будет трудно судить о том, как оценивается ваш ответ. При како ...
Психическая реальность
Юнг рассматривал душу, с ее способностью творить образы, как промежуточное звено между сознательным миром эго и миром объектов (как внешних, так и внутренних).
Фрейд определил образы как психические копии инстинктов, а Юнг нашел радикально новую точку зрения на образы: он рассматривал их как собственно источник нашего ощущения психичес ...