Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма.
Виды нормыСтраница 3
Социальные нормы — феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время его реабилитации.
Другой пример дают исследования трансформации социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала психологию коллективизма, сегодня на смену ему приходит индивидуализм.
Групповая норма. Это специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм позволяет ей соотнести поведение каждого ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы.
Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, однако они нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях.
Специалисты-психологи и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не нормы» все еще не разработаны. Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:
— детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
— максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
— гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
— адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;
— соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
— удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;
— умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
— критический подход к обстоятельствам жизни;
— способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
— чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
— постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
— способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
При анализе перечисленных параметров становится ясно, что единый образец жизни и поведения для всех людей — это скорее абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни.
П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.
Б.С. Братусь отмечал, что самым расхожим для многих психологов и психиатров остается понимание нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного к окружающей среде. Такое, понимание согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании, прочно отождествляющем нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того ...
Техника завершения ответа - тактические тонкости
Поскольку окончание ответа в силу его значимости требует наибольшего внимания, мы советуем абитуриентам при подготовке к ответу записывать несколько финальных фраз или хотя бы одну заключительную. Важно также отделить завершение ответа от предыдущего текста, например с помощью следующих выражений: «Так можно прийти к выводу, что, »; «Та ...
Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности
когнитивных и личностных особенностей
Таблица № 1. Анализ взаимосвязей в группе праворуких детей
Непроизвольное
запоминание
Механическое
запоминание
Опосредов
запоминан
Зрительное
восприятие
Тревож-
ность
Успевае-
мость
Непроизвол
1
0,38
0,18
0,28
-0,02
0,12
Механическ
1
0,43
0,52
-0,34
0,53 ...