Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма. Виды нормы

Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма. Виды нормы
Страница 2

Но если эту концепцию довести до абсурда, то и невротика можно считать нормальным, если он ведет себя как невротик. В то же время в работе с лицами с отклоняющимся развитием при обсуждении нормальности их поведения следует исходить прежде всего из их возможностей и способностей, так как именно их диапазон и является для них нормой, а все отклонения от него — прогрессом или регрессом в развитии.

В целом, оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный особенный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем. Но применение этой нормы также должно быть осторожным в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом. Индивидуальная норма излишне акцентирует личную свободу и право на собственный путь развития и образ жизни в целом без должного учета того, что является социально приемлемым.

В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно — норма не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно только более или менее приблизиться к идеалу, поэтому такая норма — бесконечный процесс самореализации индивида.

Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и фиксировались в так называемых нормативных науках, например педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.

В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Мас-лоу и др. Это направление характеризуют как «психологию эталонов», поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.

Отсутствие идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненормально, когда человек имеет много противоречивых идеалов, резко их меняет или считает идеалом нечто, с точки зрения общества идеалом не являющееся.

В общей группе расстройств личности лица с проявлениями устойчивого безответственного поведения определяются как социопаты. Другое определение социопатии — незрелость личности и ее неадекватность. Речь идет об индивидуумах с ослабленной структурой личности, что обычно обусловлено совокупностью проблем, возникающих при столкновении человека с обществом.

Очевидно, что именно идеальные нормы заложены в определении Всемирной организацией здравоохранения здоровья человека как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов.

Социальная норма. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами — объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.

Наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в любом сообществе. Моральные нормы как вид социальных регулируют нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы ...

Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности. Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...

Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма. Виды нормы
В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало». В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм — статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, куль ...