Информация » Психологические аспекты создания имиджа в политике » Современное состояние научного изучения проблем политического имиджа

Современное состояние научного изучения проблем политического имиджа
Страница 1

В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии и др.), так и появление в начале ХХ столетия первых кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, защиты диссертационных исследований, посвященных проблематике имиджа, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и, наконец, увеличение количества специализирующихся в данной сфере организаций.

Первые научные разработки, выполненные с прямым использованием категории «имидж», в отечественной литературе связаны с изучением феномена политического лидерства и преимущественно ориентированы на изучение имиджа политиков (Е.В. Егорова, В.Г. Зазыкин, А.Ю. Кошмаров, Е.И. Манякина, Д.В. Ольшанский, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Ромашкина и др.), общественных деятелей (Р.Ф. Фурс), кандидатов в депутаты (О.В. Иванникова) и т.д.

В современных отечественных исследованиях политического имиджа можно выделить два основных направления: первое сосредоточено на раскрытии психологических проблем индивидуального имиджа политического лидера, общественного деятеля (Е.В. Егорова, О.В. Иванникова, В.Г. Зазыкин, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Фурс, В.М. Шепель и др.), второе - на имидже политических движений, организаций, политической системы и государства в целом (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова, Г.Г. Почепцов, В.Ф. Петренко, О.В. Митина, Г.М.Швец и др.), третье раскрывает взаимосвязи между ними (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова и др.).

В настоящее время расширяется круг изучаемых категорий, наблюдается рост исследований, посвященных проблемам корпоративного имиджа в политике. Отдельным направлением становится изучение политических субъектов в имидже страны (А.П. Панкрухин, Е.А. Петрова и др.) [1]. Активно разрабатываются вопросы управления политическим имиджем и репутацией (А.Ю. Трубецкой) [10].

Особое место в данном процессе занимает Академия имиджелогии, которая с момента открытия в 2003 ведет активную работу по развитию политической имиджелогии как одного из важнейших направлений своей деятельности (Президент АИМ – д.психол.н., проф. Е.А. Петрова; председатель секции политической имиджелогии АИМ – д.психол.н., проф. Лаптев). Ее содержание свидетельствует о систематизации фрагментарных знаний и выстраивании концепции, разрабатываемой секцией политической имиджелогии российского отделения Академии имиджелогии.

Свое первое оформление эта концепция получила в двух монографиях, подготовленных Академией имиджелогии в 2004 и 2006 году (под общ. научн. ред. Е.А. Петровой и Л.Г. Лаптева) [6], [8]. А также написанным на основе данных монографий (нередко прямо производящим текст отдельных авторов без соответствующих ссылок!!!) учебнике «Политическая имиджелогия» (под ред. А.А. Дергача, Е.Б. Перелыгиной, 2006) [7].

Предметом политической имиджелогии становится изучение роли и функций имиджей политических субъектов в общественном бытие, их общественно-исторического генезиса, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления, а также и взаимосвязей между различными имиджами (политиков, организаций, общественных и политических движений и др.).

Центральными научными проблемами в области политического имиджа следует считать изучение закономерностей формирования, функционирования и управления политическим имиджем. (А.В. Гармонова, З.М. Зотова, Г.Г. Почепцов и др.). Разработка технологий формирования эффективного имиджа с необходимостью ставит перед современной наукой задачу комплексного моделирования имиджа как предмета научного познания и практического управления.

Структурно политическая имиджелогия может быть представлена в триединстве общей теории, прикладных вопросов и практических технологий имиджмейкинга.

Страницы: 1 2


Ланге Николай Николаевич (1858-1921)
Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 1882 г. был оставлен при кафедре философии. Через год он отправился в заграничную командировку для сбор ...

Защитные функции
Большинство проблем, с которыми сталкивается человек – это результат неадекватных взаимодействий Эго с внешним миром. В гештальт-психологии выделяют четыре основных механизма, используемых при контакте Эго с окружающим миром: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Слияние – это невротический механизм избежания контакта. Слияние ...

Образ и архетип в глубинной психологии
Спустя столетие после Канта готовится еще одна трансформация в концепции образа. Фрейд начал свое исследование тайников человеческого разума с помощью анализа психических образов. Сны, фантазии и ассоциации подверглись тщательному изучению в попытке понять, как психические образы участвуют в развитии личности, психопатологии и нашем пер ...