Специфика конфликтных ситуаций в школьном возрастеСтраница 5
Психологический анализ делает обоснованным выбор педагогических приемов воспитательного воздействия для предупреждения конфликта путем нестандартного его разрешения. Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Э.Ш.Натанзон выделяет три класса приемов педагогического воздействия:
1. созидающие (способствуют развитию новых положительных качеств);
2. тормозящие (помогают исправить поведение, побуждая преимущественно отрицательные чувства);
3. приём "взрыв" (А.С.Макаренко) [2].
Е.П.Родченкова рассматривает пять видов словесных педагогических воздействий, направленных на разрешение моральных конфликтов среди подростков; организующие, оценивающие, дисциплинирующие, доверительные, вдохновляющие [7]. В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
1. позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
2. позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
3. позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
4. позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела (В.М.Афонькова, В.П.Беспалько). Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом [12].
Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
Ø в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;
Ø у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
Ø конфликтов не следует "бояться", поскольку они закономерны;
Ø конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей - явление распространенное и обычное;
Ø к конфликту часто приводит высокий эмоциональный "накал" в общении;
Ø причиной конфликта может служить утверждение своего "Я";
Ø внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
Ø вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
Ø прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
Ø конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
Провокация
Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: «Не напутал ли я чего-то?»
Тактика. Если вы твердо знаете, что информаци ...
Выписка из журнала психологического запроса с подростками
Содержание запроса
Ф.И.О.
запрашивае мого
Дата запроса
рекомендации
Как поддержать подростка в
период депрессии?
Мама
мальчика
8 класса Малова
И.В.
29.09.09
Если ребенок в состоянии
депрессии, сделайте следующее:
Особенно ярко проявляйте свою
поддержку и посоветуйте родителям
проявлять любовь. ...
Выводы
1. Обосновано, что изменяющаяся политико-экономическая ситуация в нашей стране, заставляющая значительную часть населения пересматривать свои взгляды, позиции, систему взаимоотношений с другими людьми, изменения, происходящие в сфере образования и, связанная с этим сложность положения юношества, актуализируют проблематику одиночества и ...