Специфика конфликтных ситуаций в школьном возрастеСтраница 5
Психологический анализ делает обоснованным выбор педагогических приемов воспитательного воздействия для предупреждения конфликта путем нестандартного его разрешения. Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Э.Ш.Натанзон выделяет три класса приемов педагогического воздействия:
1. созидающие (способствуют развитию новых положительных качеств);
2. тормозящие (помогают исправить поведение, побуждая преимущественно отрицательные чувства);
3. приём "взрыв" (А.С.Макаренко) [2].
Е.П.Родченкова рассматривает пять видов словесных педагогических воздействий, направленных на разрешение моральных конфликтов среди подростков; организующие, оценивающие, дисциплинирующие, доверительные, вдохновляющие [7]. В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
1. позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
2. позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
3. позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
4. позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела (В.М.Афонькова, В.П.Беспалько). Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом [12].
Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
Ø в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;
Ø у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
Ø конфликтов не следует "бояться", поскольку они закономерны;
Ø конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей - явление распространенное и обычное;
Ø к конфликту часто приводит высокий эмоциональный "накал" в общении;
Ø причиной конфликта может служить утверждение своего "Я";
Ø внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
Ø вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
Ø прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
Ø конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
Концепции конвергенции и противоречия двух факторов
детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретенными умениями и навыками. В результате этих исследований появилась уверенность в том, что все в ...
Виды представлений
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис.1). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слухо ...
Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темперамента
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являю ...

