Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних делСтраница 2
В ходе выполнения профессиональной деятельности у следователя накапливается опыт, растет мастерство, развивается решительность и уверенность в своих действиях. Однако при отсутствии самокритичности и снижении самоконтроля это может порождать у него чрезмерную веру в себя, переоценку своего профессионального опыта, убежденность в собственной непогрешимости. В результате у него развиваются зазнайство, высокомерие, нежелание учиться у других, что резко тормозит рост профессионального мастерства.
Огромный вред раскрытию преступлений приносит такая черта, как карьеризм. Желая выслужиться любой ценой, такой работник может без достаточных оснований задержать кого-либо по малейшему подозрению, любыми средствами добиться у задержанного признания, проводить наспех, торопливо оперативно-следственные действия и т. д. Все это может привести к грубейшим нарушениям законности. Карьеризм предрасполагает к появлению и развитию формализма, черствости и равнодушия к людям, субъективизма, подхалимства и других деформационных качеств
Специальный перечень проявлений спецдеформаций существует и по отношению к деятельности сотрудников милиции. Например, в дореволюционной России в распространенном «Букваре современного городового» содержалась специальная статья 40. «Проступки служащего в полиции», куда входили:
«1) пьянство на службе, так и вне службы;
2) неповиновение старшим;
3) неисполнение обыденных правил и уставов;
4) непочтение к старшему;
5) ненужное вмешательство;
6) лишняя грубость к арестованному;
7) невежливость и бранные слова;
8) сообщение частному лицу о полученном приказании, происшествии и положении дела;
9) дача сведений, могущих повлиять на дело во вред службе;
10) отлучка с поста или небрежное отношение к нему;
11) нерадение при необходимости немедленного арестования злоумышленника;
12) болтовня и разговоры на службе;
13) прием вознаграждения без доклада о том;
14) самовольная отлучка из участка;
15) ссоры с товарищами;
16) неправильное исполнение служебных обязанностей;
17) забыть записать необходимые имена и адреса и подробности по уголовному делу или случаю;
18) неподача помощи заболевшему или при несчастном случае;
19) занимать деньги или давать взаймы старшим;
20) проступки, приносящие служебный вред».
Кроме того, и в других статьях и положениях различных уставов имелись отдельные указания на недопустимые, но встречающиеся проступки или преступления. В частности, в «Уставе благочиния, или Полицейском» (1782 г.) предписывалось «воздерживаться от взяток, ибо они ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». Нарушения, допускаемые сотрудниками МВД, могут быть как общими для многих профессий (скажем, несвоевременный уход с рабочего места), так и специфическими, свойственными только для этой профессии (неадекватное обращение с арестованным, в частности).
Вот что пишут В. И. Деев и А. Н. Смелов относительно проступков или признаков профдеформации: «К ним относят все нарушения закона, допущенные сотрудниками при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. По видам они подразделяются на учетные и неучетные. К учетным относятся такие квалификации: укрытие преступлений от регистрации и учета, вынесение необоснованных постановлений об отказе в возвращении уголовного дела, должностной подлог, фальсификация материалов предварительной проверки, дознания, следствия, необоснованное привлечение к уголовной ответственности, незаконный арест, взяточничество, рукоприкладство, неправомерное применение оружия, незаконное производство обыска и другие — всего 16 наименований [29,с.76].
К неучетным нарушениям законности в органах внутренних дел принято относить такие нарушения, которые хотя и содержат формальные признаки нарушения законности, но не нанесли серьезного ущерба государству, правам и интересам граждан и организаций. Несмотря на то что они не берутся на централизованный учет в МВД, информация о них должна сосредоточиваться и анализироваться в аппаратах следствия, уголовного розыска, ОБХСС.
Принципиальные различия между
убеждением и внушением
Внушение представляет собой разновидность психологического влияния - процесса и результата изменения манипулятором поведения другого человека, его установок, намерений в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Снижение сознательности и критичности при восприя ...
Специфика оценки
валидности лабораторного эксперимента
Специальным случаем является обобщение, связанное с организацией в эксперименте «очищенных» условий для проверки так называемых точных гипотез. Обычно это функция лабораторного эксперимента: получить данные в условиях, отвечающих причинно-следственным зависимостям в специально сформулированной модели, чтобы эмпирически оценить объясните ...
Организация психологической службы в школе. Анализ
работы психологической службы в школе
Требования к организации психологической службы в школе
Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в школе.
Психолог в учебно-воспитательном учреждении является равноправным членом педагогического коллекти ...