Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних делСтраница 7
стереотипизация восприятия социального окружения; ухудшение морально-психологического климата в коллективе сотрудников;
снижение потребностей в интеллектуальном, духовном, образовательном и культурном росте; с
овершение правонарушений, дискредитация звания сотрудника, нарушение служебной дисциплины и законности;
ухудшение стиля служебных взаимоотношений, изменение их форм; деформация идеалов личности, тенденция к дегуманизации, потребительство, вещизм, алкоголизация, наркомания, снижение требовательности к себе, к своим поступкам и действиям;
ухудшение результатов деятельности;
перенос служебной роли на внеслужебные взаимоотношения;
рост социально-негативных признаков физической и вербальной агрессии — раздражительность, обида, рост напряженности с увеличением стажа деятельности при одновременной неудовлетворенности социальным статусом;
отсутствие стремления к деятельности вообще и к творческой в частности; нежелание сопротивляться трудностям;
подозрительность, скрытность;
снижение уровня интеллекта;
повышенная директивность, игнорирование потребностей, желаний, чувств и намерений окружающих лиц, утрата доброжелательности по отношению к ним;
адаптация и привыкание к преступным проявлениям спецконтингента;
жестокость, нетерпимость при общении с подчиненными;
сужение социальных связей, дефицит внеслужебного общения, утрата внеслужебных интересов;
рассогласование системы регуляторов поведения, фаталистичность в восприятии жизни;
отрицательная самооценка собственной личности;
стремление к беззаботности существования;
снижение потребности в самоконтроле и саморегуляции;
фиксация повышенной тревожности;
склонность поступать по первому побуждению, под влиянием эмоций;
злопамятность, уход в себя, аутентичность;
увеличение психологической дистанции между собой и окружающим миром;
замкнутость, импульсивность, гиперчувствительность к межличностным взаимоотношениям, отчужденность, плохая социальная приспособляемость;
легкомысленное отношение к нормам и последствиям их нарушений;
снижение чувства уверенности в себе; деформация целей деятельности, дефицит духовности личности, изменение образа жизни [50, с. 25].
Исследования сотрудников Академии МВД СССР показали, что продолжительное исполнение одних и тех же обязанностей порождает стандартизацию приемов работы. Формируется определенный стиль поведения, воздействия. Возникающие при этом стереотипы и шаблоны поведения реализуются на уровне автоматизма. «Эта тенденция влечет за собой постепенное изменение содержания и структуры деятельности», — пишет И.Б. Пономарев [51, с. 49].
Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов.
Во-вторых, при рутинном исполнении действий (следственных, оперативно-розыскных и т. п.) в ходе задержания, обыска, составления протокола, приема граждан существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности сотрудников ОВД осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение. Происходит замещение цели деятельности: не борьба с правонарушениями, а функциональное совершение определенных действий.
Л.Н. Гранат в процессе исследования самосознания юристов-профессионалов удалось выявить нижеследующие особенности их правовых установок и ценностных ориентации:
высокая степень осознания актуальности проблемы борьбы с преступностью сотрудниками ОВД (по сравнению с законопослушными гражданами);
признание именно за правом ведущей роли в жизни общества (даже по сравнению с моралью), так как правонарушения затрагивают их личностно значимые ценности;
проявление профессионального «усмотрения», выражающегося, с одной стороны, в понимании необходимости строго и неукоснительно следовать правовым предписаниям и запретам наряду с допустимостью применения принципа целесообразности в пределах закона, но не вместо закона, а с другой — в критической оценке состояния правового регулирования и предложениях по его совершенствованию [52, с. 29-34].
Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилями поведения в
конфликтных ситуациях у старшеклассников. Описание
исследования
Прежде всего, ещё раз укажем, что объектом нашего исследования выступает тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. В качестве предмета мы рассматриваем взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Целью является выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведен ...
Экспериментальные исследования особенностей самосознания старших подростков. Методика
проведения исследования
Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Проводилось эксперимент в двух возрастных группах: 1 группа в возрасте 10-12 лет и 2 группа в возрасте 14-15 лет в г.Донской Тульской области, в средней школе № 6. Количество детей в каждой группе 10 человек. После получения результатов бы ...
Биологические и социальные теории о личности преступника
Их понятийный аппарат состоял одновременно из правовых, социальных и криминологических определений. Например, тип личности преступника с глобальной криминальной зараженностью наделялся ценностными ориентациями, установками, смыслом жизни, мотивацией, жизненными убеждениями.
По нашему мнению, избежать подобных ошибок в характеристиках л ...