Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних делСтраница 5
О.Г. Кукосян, исследуя особенности социальной перцепции опытных юристов, обнаружил, что их описание, например, внешности человека, его походки, одежды менее образно и ярко, чем у художников, менее точно, чем у биологов, но значительно более пригодно для решения поисковых и следственных задач [41, с. 103].
Многие авторы отмечают, что сам фактор вынужденного, постоянного, многочисленного наблюдения отклоняющегося поведения людей может (при отсутствии иммунитета) склонять сотрудников милиции к установке воспринимать это как норму, как типичную характеристику, свойственную всем гражданам. А. К. Китов связывает этот феномен с понятием «пороги восприятия». Повышение их — это своеобразная эмоциональная защита от негативных воздействий ситуации [42, с. 140].
А.Н. Роша выделяет следующие признаки профессиональной деформации сотрудников милиции:
своеобразная фрустрация — неудовлетворенность содержанием своего труда (необходимость то и дело переносить пьяных, например);
консерватизм, неприятие новых форм и методов труда;
равнодушие и черствость по отношению к потерпевшим;
снижение внимания к преступлениям, в ходе которых потерпевшими являются лица, находившиеся в состоянии опьянения или сами явившиеся инициаторами эксцессов;
стремление внушить потерпевшим сомнение в целесообразности обращения за помощью в милицию;
установка на равнодушное восприятие преступления; укрытие преступления от учета и другие нарушения законности; приостановка в развитии личности, эмоциональное притупление, сужение круга интересов, однообразие досуга; снижение продуктивности деятельности; восприятие жизни только с точки зрения своей профессии;
отсутствие естественных эмоций по отношению к преступникам (негодование, презрение);
использование в речи «блатного» жаргона, языка преступников; безразличие к «рядовым», типичным преступлениям; возникновение круговой поруки в коллективах ОВД по отношению к нарушениям закона;
излишне прагматичная установка на решение узкоспециальных задач;
снижение самооценки возможностей продвижения по службе у узких специалистов;
конфликты с населением;
повышение конфликтности внутри коллектива;
отрицательное поведение;
пьянство;
разлад в семье;
стрессы, болезни;
унижение человеческого достоинства лиц, обратившихся в милицию;
гипертрофированное чувство корпоративности;
противопоставление, оппозиция к гражданам — «мы» и «они»;
бюрократические извращения;
беспринципная защита «чести мундира», когда откровенно отрицательные поступки одобряются, если они совершены своими работниками [43, с. 74].
Л.М. Колодкин добавляет следующие признаки профессиональной деформации сотрудников милиции: «бравада» служебным положением, властью; ложное сознание, что блюстителям порядка разрешено и простительно то, что запрещается другим; уверенность в возможности остаться неразоблаченным; неуважительное отношение к требованиям служебной дисциплины [44, с. 34].
Вышеперечисленные признаки профессиональной деформации, видимо, характерны для сотрудников не только отечественной милиции. Так, Д. Джонсон и Р. Грегори, исследуя личностные качества американских полицейских, установили, что большинство из них очень низко оценивают свой социальный статус, престижность собственной профессии, а это порождает у них чувство настороженности, подозрительности и мешает установлению отношений взаимного доверия с обслуживаемым населением [45, с. 94-103].
Г.К. Курашвили пишет: «Следователь обычно уделяет основное внимание установлению обстоятельств преступного деяния, а данные, характеризующие личность обвиняемого, зачастую представляются практическими работниками как обстоятельства в значительной мере второстепенной важности» [46, с.40]. Это опять же проявление всё той же узкой предметности подхода к людям как к строго процессуально ограниченным «фигурантам» уголовного процесса.
Многочисленные исследования особенностей полицейской службы позволили американским психологам сделать следующие выводы:
Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего
детства.
Возраст от одного года до трёх лет многие психологи называют «ходячим детством» [17] из – за неуверенных первых шагов малышей и потому что эти первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом, так как именно в это время дети совершенствуют многие свои навыки и умения.
Психологи счита ...
Содержательное
планирование и выбор типа эксперимента
Содержательное планирование, как указывалось, включает этапы формулирования экспериментальных гипотез и обоснования их интерпретационных компонентов, связанных с введением гипотетических конструктов.
Для проведения эксперимента как в лабораторных условиях, так и в «полевых» на этапе содержательного планирования обосновываются также его ...
Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации
воспитанников интернатных учреждений. Методическое
обеспечение исследования.
Базой нашего исследования стала ОГОУ «Пятницкая общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте 14-18 лет учащиеся 8-11 классов в количестве 15 человек. Для диагностики выраженности качеств, способствующих успешной адаптации нами были использованы следующие методики ...