Информация » Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления » Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов внутренних дел

Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов внутренних дел
Страница 4

В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста количества правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в ходе использования своей служебной деятельности, которые неизбежно затрагивают права и свободы граждан, вовлеченных в сферу её осуществления. Весьма распространены на практике оскорбления задержанных, уничтожающих их честь и достоинство, случаи применения насилия к гражданам, задержанным и доставленным в органы внутренних дел. Неправомерного использования оружия и специальных средств. При исполнении сотрудниками своих служебных обязанностей нередко допускаются бюрократизм и волокита, недобросовестное, халатное отношение при выполнении поставленных оперативно-служебных задач. Всё это, как правило, является проявлением профессиональной деформации [37, с.51].

В.Ф. Робозеров в качестве одного из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД приводит феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками своей социальной роли. Он пишет: «Это приводит к тому, что работник милиции считает свою службу "самой важной", свои служебные функции "самыми важными", деятельность других служб обычно недооценивается» [38, с. 99]. Это может также служить причиной деформации личности, ее направленности и т. п. А.Н. Роша называет это явление, свойственное многим специалистам, «профессиональным эгоизмом»: «многие люди имеют лучшее мнение о собственной работе, чем о профессиях других». Он специально изучал престижность отдельных милицейских специальностей среди сотрудников ОВД и пришел к выводу, что «большая часть опрошенных работников считает наиболее интересной и привлекательной именно свою службу, свою специальность. Иногда это происходит и потому, что сам работник не хочет признаться, что его работа ему лично неинтересна, непривлекательна, неперспективна». Следует заметить, что подобное личное отношение к собственной, уже освоенной человеком профессии свойственно и для представителей многих других специализаций. Это тоже является некоторым общим признаком профессиональной деформации [39, с.87].

Известный специалист по борьбе с организованной преступностью А. И. Гуров отмечает следующую стереотипную привычку восприятия, характерную для сотрудников правоохранительных органов: «К сожалению, опасность организованной преступности порой не всегда реально оценивается даже нами, кто призван с ней бороться. Ведь мы привыкли любой вид преступности соотносить только с конкретными и видимыми последствиями — кражами, разбоями или грабежами» [40, с. 195]. Таким образом, эта полезная установка на оценку и соотнесение преступных деяний только с кодифицированными нормами, закрепленными в законе, Уголовном кодексе, в определенных аспектах становится мыслительно-познавательным барьером.

В этом примере наглядно показаны роль и функции стереотипов и других познавательных барьеров, которые вырабатываются под влиянием профессиональной роли. Любой стереотип, познавательно-мыслительный барьер полезен в том смысле, что он позволяет субъекту фокусировать внимание только на профессионально важных моментах.

Негативное влияние этих психологических механизмов является продолжением их достоинств. При концентрации внимания субъекта на одном моменте этот шаблон затушевывает, затеняет другие характеристики объекта, не пуская их в зону ясного восприятия и внимания.

По отношению к правоприменительной деятельности это проявляется в том, что сотрудник, воспринимая и оценивая человека, концентрирует свое внимание только на правовых аспектах поведения, низводя живого, целостного человека до роли фигуранта правоотношений. При этом вольно или невольно остаются в стороне все другие характеристики личности: морально-этические, эстетические, психологические и т. п. Вся полнота конкретики человека сводится в абстракции только к субъект-предметным взаимодействиям. Подобный стиль «усмотрения» жизненных ситуаций специально прививается в профессиональных учебных заведениях, становится привычным для специалиста и одобряется руководством и коллегами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Депрессия
Депрессия - серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание, как самому больному, так и его близким. К сожалению, люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим больным оказывается помощь, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда - и в ...

Уточняющие вопросы
Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например: «Так когда же была основана Москва?» Тут очень сложно что-либо посоветовать, если вы точно не знаете ответ. Заметим лишь, что вместо «не знаю» лучше сказать «не помню». Дело в том, что в числе причин, повышающих вероятность получения ...

Общие закономерности ответа на экзамене. Сколько и как говорить. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80 % на 25-20 %
При уменьшении высказываний экзаменатора вам будет трудно поддержать обратную связь, а при увеличении экзаменатору покажется, что на вопрос ответил он сам. И то и другое очень нежелательно. Если ваш экзаменатор не отличается богатством мимики и высокой говорливостью, то вам будет трудно судить о том, как оценивается ваш ответ. При како ...