Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних делСтраница 4
В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста количества правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в ходе использования своей служебной деятельности, которые неизбежно затрагивают права и свободы граждан, вовлеченных в сферу её осуществления. Весьма распространены на практике оскорбления задержанных, уничтожающих их честь и достоинство, случаи применения насилия к гражданам, задержанным и доставленным в органы внутренних дел. Неправомерного использования оружия и специальных средств. При исполнении сотрудниками своих служебных обязанностей нередко допускаются бюрократизм и волокита, недобросовестное, халатное отношение при выполнении поставленных оперативно-служебных задач. Всё это, как правило, является проявлением профессиональной деформации [37, с.51].
В.Ф. Робозеров в качестве одного из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД приводит феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками своей социальной роли. Он пишет: «Это приводит к тому, что работник милиции считает свою службу "самой важной", свои служебные функции "самыми важными", деятельность других служб обычно недооценивается» [38, с. 99]. Это может также служить причиной деформации личности, ее направленности и т. п. А.Н. Роша называет это явление, свойственное многим специалистам, «профессиональным эгоизмом»: «многие люди имеют лучшее мнение о собственной работе, чем о профессиях других». Он специально изучал престижность отдельных милицейских специальностей среди сотрудников ОВД и пришел к выводу, что «большая часть опрошенных работников считает наиболее интересной и привлекательной именно свою службу, свою специальность. Иногда это происходит и потому, что сам работник не хочет признаться, что его работа ему лично неинтересна, непривлекательна, неперспективна». Следует заметить, что подобное личное отношение к собственной, уже освоенной человеком профессии свойственно и для представителей многих других специализаций. Это тоже является некоторым общим признаком профессиональной деформации [39, с.87].
Известный специалист по борьбе с организованной преступностью А. И. Гуров отмечает следующую стереотипную привычку восприятия, характерную для сотрудников правоохранительных органов: «К сожалению, опасность организованной преступности порой не всегда реально оценивается даже нами, кто призван с ней бороться. Ведь мы привыкли любой вид преступности соотносить только с конкретными и видимыми последствиями — кражами, разбоями или грабежами» [40, с. 195]. Таким образом, эта полезная установка на оценку и соотнесение преступных деяний только с кодифицированными нормами, закрепленными в законе, Уголовном кодексе, в определенных аспектах становится мыслительно-познавательным барьером.
В этом примере наглядно показаны роль и функции стереотипов и других познавательных барьеров, которые вырабатываются под влиянием профессиональной роли. Любой стереотип, познавательно-мыслительный барьер полезен в том смысле, что он позволяет субъекту фокусировать внимание только на профессионально важных моментах.
Негативное влияние этих психологических механизмов является продолжением их достоинств. При концентрации внимания субъекта на одном моменте этот шаблон затушевывает, затеняет другие характеристики объекта, не пуская их в зону ясного восприятия и внимания.
По отношению к правоприменительной деятельности это проявляется в том, что сотрудник, воспринимая и оценивая человека, концентрирует свое внимание только на правовых аспектах поведения, низводя живого, целостного человека до роли фигуранта правоотношений. При этом вольно или невольно остаются в стороне все другие характеристики личности: морально-этические, эстетические, психологические и т. п. Вся полнота конкретики человека сводится в абстракции только к субъект-предметным взаимодействиям. Подобный стиль «усмотрения» жизненных ситуаций специально прививается в профессиональных учебных заведениях, становится привычным для специалиста и одобряется руководством и коллегами.
Научение через
моделирование
Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков.
С точки зрения Бандуры люди ф ...
Обучение диалогической
речи на старшем этапе. Специфика
обучения диалогической речи
В диалогическом общении реализуется эффективный и быстрый обмен информацией, мыслями и суждениями внутри различных общественных групп и в межличностном бытовом общении. Из непосредственного обмена высказываниями двух или более собеседников и связи коммуникации с ситуацией общения вытекают характерные особенности диалогической речи, отли ...
Режимы подкрепления
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления
. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.
А. Самым простым является режим непрерывного подкрепления, который используется каждый раз, когда субъект учится произво ...