Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Результаты проведённых исследований самосознания подростков

Результаты проведённых исследований самосознания подростков
Страница 3

Таблица позволяет сделать следующие выводы: младшие подростки более оптимистичны в своих оценках как себя, так и окружающих, в то время как старшие подростки более неуверенны в себе.

Результаты теста "Кто я?"

Таблица 3

Характеристика

Описание характеристики

Группа

Младшая,

% от всего числа

Старшая,

% от всего числа

А – физическое

как объект во времени и пространстве

5

40

Б – социальное Я

место в группе, социальная роль

35

35

В – рефлексивное Я

индивидуальный стиль поведения, особенности характера

60

15

Г – трансцендентальное Я

абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации

0

10

Анализируя данный тест, хочется уточнить кое-какие детали…

Во-первых, это своеобразная лексика, употребляемая подростками. Как уже отмечалось, одной из особенностей подросткового возраста является стремление отделиться от мира "взрослых". Результатом этого является появление особой "молодежной культуры", и одной из характеристик этой культуры является молодежный сленг. Часто подростки в характеристике себя при ответе на поставленный вопрос ("Кто Я?") употребляли следующие слова : "я типа блатной чувак", "я крутой парниша", "прикольная", "классная", "стремный", "иногда тормоз", "хиповая", "клевый", "неглобак". Хотя можно заметить, что употребление некоторых "словечек" характерно и для взрослых людей, но все же они в основном не являются приоритетными в их межличностном общении (возможно, за исключением некоторых слоев общества).

Во-вторых, хотелось бы отметить не просто своеобразную лексику подростков, но и некоторый эпатаж в ответах. Выражается это в использовании нецензурных слов при характеристике себя, а также ругательств, когда при ответе на вопрос "Кто Я?" подросток употребляет по отношению к себе "нехорошие" слова. Причем, хотелось бы также отметить, это встречается исключительно в ответах мальчиков. По этическим соображениям не будем приводить примеры.

Очень часто встречаются совершенно неожиданные сравнения, которые присутствуют либо из-за нежелания подростков отвечать, либо в связи с оригинальностью мышления, а возможно, в связи с особенностью этого возраста – желанием выделиться и "поприкалываться".

Еще одной особенностью является характеристика себя через отрицание, то есть когда подросток употребляет в самоопределении частицу "не". Например, мальчик характеризует себя как "недевочку", также встречаются такие определения: (орфография сохранена) "нетроешник", "недурак", "не люблю иностранный язык", "нетупой", "не лопух", " не люблю прикалываться", "не домосед" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Феноменологическая психология (Карл Роджерс)
Теоретиком, внесшим максимальный вклад в разработку феноменологического направления в психологии, является Карл Роджерс. Американский психолог, родился в 1902 году, умер в 1987 от сердечного приступа. По образованию историк, он закончил один единственный курс психологии – заочно. На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фр ...

Понятие темперамента
Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека. Личность каждого человека неповторима и индивидуальна во всех её проявлениях. Тем не менее, нельзя утверждать о том, что человек рождается уже сфор ...

Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
В нашей жизни конфликты занимают существенное место. Отношение к ним за последние годы значительно изменилось. Изучением конфликтов занимаются различные науки: экономика, социология, психология, педагогика и др. Возникло немало теоретических подходов к проблематике межличностного конфликта, растет и число практических схем разрешения ко ...