Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Результаты проведённых исследований самосознания подростков

Результаты проведённых исследований самосознания подростков
Страница 3

Таблица позволяет сделать следующие выводы: младшие подростки более оптимистичны в своих оценках как себя, так и окружающих, в то время как старшие подростки более неуверенны в себе.

Результаты теста "Кто я?"

Таблица 3

Характеристика

Описание характеристики

Группа

Младшая,

% от всего числа

Старшая,

% от всего числа

А – физическое

как объект во времени и пространстве

5

40

Б – социальное Я

место в группе, социальная роль

35

35

В – рефлексивное Я

индивидуальный стиль поведения, особенности характера

60

15

Г – трансцендентальное Я

абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации

0

10

Анализируя данный тест, хочется уточнить кое-какие детали…

Во-первых, это своеобразная лексика, употребляемая подростками. Как уже отмечалось, одной из особенностей подросткового возраста является стремление отделиться от мира "взрослых". Результатом этого является появление особой "молодежной культуры", и одной из характеристик этой культуры является молодежный сленг. Часто подростки в характеристике себя при ответе на поставленный вопрос ("Кто Я?") употребляли следующие слова : "я типа блатной чувак", "я крутой парниша", "прикольная", "классная", "стремный", "иногда тормоз", "хиповая", "клевый", "неглобак". Хотя можно заметить, что употребление некоторых "словечек" характерно и для взрослых людей, но все же они в основном не являются приоритетными в их межличностном общении (возможно, за исключением некоторых слоев общества).

Во-вторых, хотелось бы отметить не просто своеобразную лексику подростков, но и некоторый эпатаж в ответах. Выражается это в использовании нецензурных слов при характеристике себя, а также ругательств, когда при ответе на вопрос "Кто Я?" подросток употребляет по отношению к себе "нехорошие" слова. Причем, хотелось бы также отметить, это встречается исключительно в ответах мальчиков. По этическим соображениям не будем приводить примеры.

Очень часто встречаются совершенно неожиданные сравнения, которые присутствуют либо из-за нежелания подростков отвечать, либо в связи с оригинальностью мышления, а возможно, в связи с особенностью этого возраста – желанием выделиться и "поприкалываться".

Еще одной особенностью является характеристика себя через отрицание, то есть когда подросток употребляет в самоопределении частицу "не". Например, мальчик характеризует себя как "недевочку", также встречаются такие определения: (орфография сохранена) "нетроешник", "недурак", "не люблю иностранный язык", "нетупой", "не лопух", " не люблю прикалываться", "не домосед" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Годовой план работы психолога
Методическая тема: Формирование психосоциальной компетентности учащихся с интеллектуальными нарушениями в современных условиях. Цель: создание условий, способствующих развитию и формированию психосоциальнй компетентности учащихся с интеллектуальными недостатками. Задачи: разработка методических рекомендаций по созданию условий для фо ...

Природа человека
Многочисленные теории личности во многом расходятся в определении основных механизмов функционирования психики человека. Поэтому можно определить ряд критериев и рассматривать каждую теорию личности в соответствии с ними. 1. Свобода – детерминизм. Вопрос о том, насколько поведение человека обусловлено внутренней свободой, а насколько о ...

Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями. По Хорни, в детстве у чело ...