Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Функции и задачи родителей на этапе дошкольного и младшешкольного периода.

Функции и задачи родителей на этапе дошкольного и младшешкольного периода.
Страница 3

Так же важным средством разрешения конфликта, по мнению К. Хобсона [24], является игра. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение с родителями в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли.

И вообще, по мнению многих психологов [15,17,26], именно на этом этапе основной деятельностью и основным способом познания ребёнком жизни и окружающего его мира является игра. Как отмечает Ф. С. Махов [15], именно через игровую деятельность необходимо воспитывать и формировать черты характера и свойства личности будущего мужчины или будущей женщины. Поэтому, и по мнению Нартовой-Бочавер [17], ребенок должен овла­деть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к старшему школьно­му возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда толь­ко имитировать их понимание. Игра школьника проходит несколько стадий. Пер­вая — это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, бабой-ягой и т.д. Вторая — игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, кото­рые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий. И наконец, третья стадия — игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые обязательны для всех. Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, последняя слу­жит продуктивному и легкому для ребенка общению, его со­циализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем лю­дям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчи­вые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это не­адекватная замена. Поэтому Нартова-Бочавер [17] советует родителям приучить детей к традиционным играм:

1. Начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли сами родители, какие игры существуют.

2. Придумать или пригласить посред­ника — куклу, соседского ребенка, брата или сестру малы­ша, которые охотно принимают участие в игре. Следить толь­ко за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне актив­ным и не подавлял малыша.

3. Попутно по­ощряйть в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии — пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставить ему побыть режиссером или критиком.

Итак, «Детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых . Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее». (Я. Корчак [13])

Не менее важно и то, что на данной стадии развития дети любят разрабатывать всяческие планы, собирать коллекции и т. д., недаром Эриксон [24] очень символично назвал этот период: «Умения против неполноценности». В это время число факторов, влияющих на самооценку школьника, заметно расширяется. Теперь такими факторами являются не толь­ко родители, но (как было замечено раньше) и сверстники, одноклассники. Дети все меньше полагаются на контроль со стороны взрослых, развивая самоконтроль. К. Хабсон [24] отмечает, что у детей в возрасте от 5 до 11 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Кроме того, у них появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. На самооценку влияют родители, сверстники и общество в целом. К примеру, К. Смитом [24] было проведено одно из наиболее известных исследований самооценки как феномена детского развития в возрасте от 9 до 11 лет. Изучив 85 мальчиков, он обнаружил интересную тенденцию: у детей с высокой самооценкой родители тоже имели высокую самооценку, и, наоборот, родители детей с низкой самооценкой также оценивали себя весьма невысоко. Родители первых любили и понимали своих детей, но в то же время ставили четкие и гибкие ограничения их поведению. Они поддерживали и позитивно настраивали своих детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные теории темперамента
Советский психофизиолог В.М. Русалов [33], опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирова ...

Современное состояние проблемы сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. Научно-теоретические основы изучения сенсорных функций
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса [35]. Для общего развития ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в прост ...

Обучение способам обследования предметов
После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда этот цвет содержит элементы разных цвет ...