Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних делСтраница 8
Нежелательные изменения (деформации) сознания и личности сотрудников касаются прежде всего сферы отношений к праву и практике его применения.
Они чреваты риском нарушения закона и попранием законности и могут выражаться, например, в тенденции к расширению криминализации проступков (например, судить не товарищеским, а народным судом, т. е. привлекать к уголовной ответственности не только за сопротивление и неповиновение работникам милиции, но и за любые против противодействия и обидные высказывания в их адрес), к усилению меры наказания, ужесточению уголовной ответственности за всякого рода преступления, в том числе за мелкие хищения, в недооценке роли общественности в борьбе с преступностью (бытует мнение, что среди социальных благ, охраняемых законом, первое место принадлежит общественному порядку и бесперебойной деятельности государственного механизма, а последнее — охране прав, свобод и законных интересов личности), в отсутствии у сотрудников с большим стажем работы внутреннего осуждения правонарушений, в том числе преступлений и нарушений законности работниками правоохранительных органов (их ничем не удивишь, даже цинизм не вызывает внутреннего возмущения — девальвируются ценности), т. е. сотрудник законность соблюдает, но из покорности, без внутреннего принятия норм в качестве собственной ценности, без одобрения и согласия с теми предписаниями, которые они устанавливают. При этом возможен ряд вариантов:
сотрудник оправдывает поведение правонарушителя, но считает себя обязанным оформить на него штраф, дело;
сотрудник не оправдывает и не осуждает правонарушителя (безразличен), но выполняет свои обязанности (штрафует, оформляет протокол за мелкое хулиганство и т. д.) и желательного профилактического воздействия при этом не оказывает;
сотрудник считает приемлемыми, допустимыми для себя и своих коллег, своего начальника определенные отступления от закона.
Л.И. Миронова считает, что профессиональная деформация выражается у сотрудников органов внутренних дел в:
правовом нигилизме, проявляющемся в пренебрежительном отношении к требованиям закона или неприятия необходимых по закону мер, игнорировании закона в форме неадекватности, произвольном его толковании;
в жестких неадекватных стереотипах деятельности, касающихся отношения к правам той категории людей, которые являются непосредственным объектом профессиональной деятельности сотрудников, обнаруживающихся:
в пренебрежительном отношении к гражданам, равнодушии к судьбам людей, их переживаниям, интересам, проявлении к ним грубости, морального и физического унижения;
в установках «обвинительного уклона» по отношению к гражданам, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения служебных обязанностей, уверенности в собственной непогрешимости при решении профессиональных вопросов;
в априорном представлении о субъекте, попавшем под подозрение, как о человеке «второго сорта», отнесении его к категории людей, заслуживающих неуважительного обхождения и дурного обращения («эффект клеймения»);
в переносе своей служебной роли, профессиональных установок и стереотипов во внеслужебные отношения, что нередко способствует совершению преступлений против прав и свобод человека в бытовой сфере.
в преобладающей ориентации профессиональной деятельности на удовлетворение интересов, идущих вразрез с интересами общества и нормами права;
в различных негативных индивидуально-личностных особенностях сотрудников:
низком уровне правового и нравственного сознания, отсутствии демократических и гуманистических принципов;
гипертрофированных потребностях в самоутверждении, стремлении повысить свою самооценку за счет демонстрации и ощущения власти над другим субъектом путем подавления его личности;
низком уровне профессиональной квалификации;
проявлении нравственных дефектов – ханжества, лицемерия, грубости;
в утрате чувства служебного долга и личной ответственности.
При этом следует отметить, что деформация распространяется не только на знания, установки и ориентации (или отношения), но также и навыки и умения сотрудников. Обычно высококвалифицированные специалисты обладают рядом сложных интегральных профессиональных навыков (автоматизированных умений), что в общем положительно и желательно, но подчас приводит к переоценке своего опыта и умений, в результате чего такой работник ставит выше себя научных рекомендаций и закона [53, с.51].
Речевая готовность ребенка к школе
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита ...
Гениальность. Сходство гениальных людей с помешанными
“Гений - человек одержимый, но он творец .” Н. А. Бердяев
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.
О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю ...
Типы семей по способу распределения ролей
Как уже говорилось, характер распределения обязанностей по их выполнению между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные. Причем в традиционном браке роли и обязанности могут жестко распределяться по взаимному соглашению или по нормам, предписанным половыми ролями /Суслова Т.Ф., 1999, с.48/.
Например ...