Констатирующий экспериментСтраница 3
Как видно из представленной таблицы, в большинстве ответов присутствовала в самоописаниях характеристика, обозначающая пол, причём порядок её упоминания был в числе первых трёх характеристик, что говорит о значимости этой характеристики в структуре «Я-концепции» личности, актуализированности её в сознании, и наибольшей мере её осознанности.
У испытуемых 1,4,10 и 14 наблюдалось наибольшее количество маркированных самоопределений, указывающих на то, что гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
У испытуемых под номером 2,3,6,7 – в числе первых ответов есть самоописание обозначающее пол, а семейные роли и феменинные характеристики доминируют над профессиональными и маскулинными; у испытуемых под номерами 8,9,12,13 – также в числе первых самоопределений присутствовали характеристики, обозначающие пол, а маскулинные и профессиональные характеристики превалируют над семейными и феменинными, что позволяет всех выше перечисленных отнести к числу представителей полотизированной Я-концепции, то есть к числу людей, чьё поведение и самоопределение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.
Лишь испытуемые под номерами 5 и 11 продемонстрировали неполотизированную Я-концепцию. В их ответах пол упоминался в конце списка, а наиболее представленными являлись категории других социальных ролей и нейтральных характеристик.
Путём групповой дискуссии и обсуждения полученных результатов, пришли к выводу, что быть мужчиной или женщиной значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Студенты оценивали себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет большую роль в психологическом самочувствии личности студента. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-фемининности мужчины, по их мнению, должны быть компетентны, доминантны, логичными, способными управлять своими эмоциями, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.
Наибольший интерес вызвали ответы испытуемых под номерами 1,4,10,14, так ка их ответы говорили об очень сильной подверженности гендерным стереотипам, что послужило к более глубокому наблюдению за их поведением, с целью изучения других личностных особенностей.
2.
Опросник С. Бэм.
Данный опросник разработан Сандрой Бэм (см. Приложение В).
Цель: –
выявление степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик; – определение типа личности: феменинный, маскулинный, андрогинный.
Обсуждение результатов проводилось в контексте информации о концепции андрогинии.
Результаты представлены в таблице №2.
Таблица 2 – Показатели феменинности и маскулинности у студентов
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
F (сумма баллов по фемен./20) |
M (сумма баллов по маск./20) |
IS=(F-M)*2,322 |
Тип личности |
1 |
Ж |
А.Н. |
1 |
0,1 |
2,1 |
феменинный |
2 |
Ж |
Б.И. |
0,7 |
0,2 |
1,2 |
феменинный |
3 |
Ж |
Б.А. |
0,8 |
0,2 |
1,4 |
феменинный |
4 |
Ж |
П.С. |
0,95 |
0,05 |
2,2 |
феменинный |
5 |
Ж |
С.В. |
0,6 |
0,3 |
0,7 |
андрогинный |
6 |
Ж |
У.М. |
0,9 |
0,1 |
1,9 |
феменинный |
7 |
Ж |
Ф.А. |
0,85 |
0,15 |
1,73 |
феменинный |
8 |
М |
Б.И. |
0,3 |
0,8 |
-1,22 |
маскулинный |
9 |
М |
Г.А. |
0,3 |
0,75 |
-1,04 |
маскулинный |
10 |
М |
Д.В. |
0,05 |
0,93 |
-2,05 |
маскулинный |
11 |
М |
М.С. |
0,5 |
0,4 |
-0,3 |
андрогинный |
12 |
М |
О.Г. |
0,2 |
0,95 |
-1,8 |
маскулинный |
13 |
М |
У.М. |
0,1 |
0,78 |
-1,58 |
маскулинный |
14 |
М |
Ц.А. |
0 |
1 |
-2,322 |
маскулинный |
Психотехнологии воспитания социально и профессионально
значимых качеств
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и само ...
Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...
Умение различать звуки речи на слух
Четкое различение на слух всех звуков речи являйся одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет за ...