Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений в развитии детей. Программа психокоррекционной работыСтраница 2
Коррекционная программа тревожности у детей младшего школьного возраста
ЦЕЛЬ коррекционной программы: снизить уровень тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
ЗАДАЧИ: 1. Повысить уровень самооценки у детей.
Обучить ребенка умению управлять событиями в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Снять мышечное напряжение у детей.
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: дети младшего школьного возраста.
ВРЕМЯ: 5 сессий продолжительностью в 2 часа.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ: 5-6 человек.
ДИАГНОСТИКА:
Опросник тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен);
Вопросник Захарова на тревожность;
Опросник для родителей о причинах тревожности ребенка (Захаров А.И.);
Шкала тревожности ребенка;
Методика «Незаконченные предложения»;
Опросник Тейлора (тревожность) 3 кл.;
• Страхи в домиках.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Два набора картинок с изображением мальчиков и девочек, газета, фломастеры, бумага, «почтовый ящик», пластилин, набор формочек, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши и т.д.), фотографии, клей, скотч, набор карточек с изображением животных, корона, «волшебный стул», мешочек, разрезанные карточки.
ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
Повышение самооценки.
Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Снятие мышечного напряжения.
КАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ?
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.
Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомому ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.
В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ:
1 СЕССИЯ:
Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после ...
Субстрат эмоций
Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система.
Лимбическая система
— комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенч ...
Циркулярная реакция как механизм поведения людей в толпе
Циркулярная реакция — важнейший механизм, управляющий поведением и действиями людей в толпе.
Циркулярная реакция
(эмоциональное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.
Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий ...