Информация » Организация психологической службы в школе » Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений в развитии детей. Программа психокоррекционной работы

Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений в развитии детей. Программа психокоррекционной работы
Страница 2

Коррекционная программа тревожности у детей младшего школьного возраста

ЦЕЛЬ коррекционной программы: снизить уровень тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ЗАДАЧИ: 1. Повысить уровень самооценки у детей.

Обучить ребенка умению управлять событиями в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Снять мышечное напряжение у детей.

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: дети младшего школьного возраста.

ВРЕМЯ: 5 сессий продолжительностью в 2 часа.

НАПОЛНЯЕМОСТЬ: 5-6 человек.

ДИАГНОСТИКА:

Опросник тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен);

Вопросник Захарова на тревожность;

Опросник для родителей о причинах тревожности ребенка (Захаров А.И.);

Шкала тревожности ребенка;

Методика «Незаконченные предложения»;

Опросник Тейлора (тревожность) 3 кл.;

• Страхи в домиках.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Два набора картинок с изображением мальчиков и девочек, газета, фломастеры, бумага, «почтовый ящик», пластилин, набор формочек, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши и т.д.), фотографии, клей, скотч, набор карточек с изображением животных, корона, «волшебный стул», мешочек, разрезанные карточки.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ?

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

Повышение самооценки.

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Снятие мышечного напряжения.

КАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ?

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.

Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомому ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ:

1 СЕССИЯ:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того ...

Воображение
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию .», «Вообрази себе, что ты .» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия «вооб ...

Биологические и социальные теории о личности преступника
Их понятийный аппарат состоял одновременно из правовых, социальных и криминологических определений. Например, тип личности преступника с глобальной криминальной зараженностью наделялся ценностными ориентациями, установками, смыслом жизни, мотивацией, жизненными убеждениями. По нашему мнению, избежать подобных ошибок в характеристиках л ...