Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений в развитии детей. Программа психокоррекционной работыСтраница 2
Коррекционная программа тревожности у детей младшего школьного возраста
ЦЕЛЬ коррекционной программы: снизить уровень тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
ЗАДАЧИ: 1. Повысить уровень самооценки у детей.
Обучить ребенка умению управлять событиями в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Снять мышечное напряжение у детей.
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: дети младшего школьного возраста.
ВРЕМЯ: 5 сессий продолжительностью в 2 часа.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ: 5-6 человек.
ДИАГНОСТИКА:
Опросник тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен);
Вопросник Захарова на тревожность;
Опросник для родителей о причинах тревожности ребенка (Захаров А.И.);
Шкала тревожности ребенка;
Методика «Незаконченные предложения»;
Опросник Тейлора (тревожность) 3 кл.;
• Страхи в домиках.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Два набора картинок с изображением мальчиков и девочек, газета, фломастеры, бумага, «почтовый ящик», пластилин, набор формочек, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши и т.д.), фотографии, клей, скотч, набор карточек с изображением животных, корона, «волшебный стул», мешочек, разрезанные карточки.
ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
Повышение самооценки.
Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Снятие мышечного напряжения.
КАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ?
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.
Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомому ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.
В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ:
1 СЕССИЯ:
Теоретические понятия социальной адаптации и личностного развития. Социальная адаптация и личностное
развитие
«
Личностный рост»
— понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развити ...
Система общества как игра
Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой?
...
Практическая часть. Общая характеристика методик определения самооценки
личности.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.
"Чистое" определение самооценки подразумевает всего два варианта: либо прямое перечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна), либо выбор из предложенного спи ...

