Анализ и обсуждение результатов
Страница 8

Из данных таблицы следует, что статистически значимыми различиями обладают данные, полученные по факторам G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»), H («робость – смелость») и N («прямолинейность – дипломатичность»). Таким образом, лица с высоким уровнем развития способности более смелы, прямолинейны и обладают более высокой нормативностью поведения, чем лица с низким уровнем развития творческой способности к юмору.

Людям, обладающим данными личностными чертами, можно дать нижеследующую характеристику. Для них свойственны добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность и совестливость. Кроме того, присутствует в их характере и развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. Высокая нормативность поведения может проявляться не только в волевых чертах личности, но и в склонности к сотрудничеству и конформизму.

Также для людей с высокой творческой способностью к юмору характерны смелость, предприимчивость, активность; такие люди имеют эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах. Они имеют способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Скорее всего, у данных лиц есть склонность к профессиям риска, они авантюрны, упорны, социально смелы, спонтанны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Люди с высокой творческой способностью к юмору отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой. Они – люди, обладающие такими чертами, как откровенность, простота, наивность, естественность, непосредственность, эмоциональность, простота вкусов, довольствие имеющимся. Скорее всего, они медлительны, консервативны, естественны, бесхитростны и сентиментальны.

В таблице 15 показаны результаты статистического сравнения уровней вербальной и невербальной креативности и коммуникативной способности к юмору. Сырые баллы были переведены в z-оценки и сравнены по каждому параметру с помощью статистического критерия Стьюдента.

Таблица 15 Значимость различий выраженности личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития творческой способности к юмору при t0.05 = 2,23 и t 0.01 = 3,17.

Невербальная креативность

Вербальная креативность

Юмор как коммуникативная способность

гибкость

оригинальность

разработанность

tэмпир

0

14,6

45

8,7

0,5

Значимость различий

нет

есть

есть

есть

нет

Как видно из таблицы 15, значимые различия между испытуемыми с высоким и низким уровнями развития творческой способности к юмору обнаружены по таким параметрам, как компоненты невербальной креативности (оригинальность и разработанность) и вербальная креативность. Из этого следует, что люди с высоким уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток» проявляют уровень вербальной и невербальной креативности (оригинальность и разработанность) выше, чем люди с низким уровнем развития данной способности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Психические нарушения
Когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда не согласующиеся переживания встречаются слишком часто, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Последствиями такой ситуации является возникновение невроза. Защита невротика все же позволяет ему не допустить сознания тр ...

Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...

Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и само ...