Анализ и обсуждение результатов
Страница 6

Следуя данным таблицы 11, мы вновь можем предположить, что творческая и коммуникативная способности к юмору – не зависимые друг от друга психические свойства. Для проверки выдвинутых в ходе качественного анализа предположений проведём к статистической обработке полученных данных. Сначала мы проверим значимость различий личностных особенностей испытуемых, обладающих разным уровнем развития способности к юмору в социальных взаимодействиях. Для этого необходимо перевести сырые баллы, полученные с помощью методики Кеттела, перевести в стены и сравнить данные по каждой личностной черте на разных уровнях развития коммуникативной способности к генерации юмора с помощью статистического критерия Стьюдента (таблица 12).

Таблица 12 Значимость различий выраженности личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях при t0.05 = 2,10 и t 0.01 = 2,88.

Фактор

tэмпир

Значимость различий

MD

0,4

нет

A

0,0

нет

B

0,7

нет

C

3,2

есть

E

3,9

есть

F

3,0

есть

G

0,1

нет

H

2,4

?

I

0,6

нет

L

0,2

нет

M

1,3

нет

N

0,1

нет

O

1,0

нет

Q1

1,1

нет

Q2

0,1

нет

Q3

1,5

нет

Q4

1,2

нет

F1

2,2

?

F2

3,6

есть

F3

1,3

нет

F4

1,4

нет

Из приведённых выше данных следует, что статистически значимыми различиями обладают данные, полученные по факторам C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»), E («подчинённость – доминантность»), F («сдержанность – экспрессивность»), F2 (экстраверсия – интроверсия). Таким образом, лицам с высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях присущи такие личностные черты, как эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность и экстраверсия.

Людей, обладающих данными чертами, можно охарактеризовать следующим образом. Они эмоционально устойчивы и выдержанны. Такие люди считаются эмоционально зрелыми, спокойными, устойчивы в интересах, работоспособны. Могут быть ригидными, ориентированными на реальность. Чаще являются лидерами. Возможно, им свойственны более высокие моральные качества, они трезво оценивают действительность и активны. Может быть характерна высокая способность к соблюдению общественных моральных норм

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного перио ...

Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека
Характеристика процесса восприятия человека человеком Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека о ...

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)
Георгий Иванович Челпанов родился в апреле 1862 г. Челпанов – русский философ и психолог, создатель первого в России Института экспериментальной психологии при Московском университет (1912) Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1862 поступил на историко-филологический факультет Новороссийско ...