Психологические компоненты анализа писем
Страница 2

Чаще всего записка адресуется родственникам или друзьям погибших, где человек объясняет причину, мотивы ухода из жизни и просит прощения. Реже – она адресована широкой аудитории (часто такого рода самоубийства имеют демонстративный характер), где человек негативно критикует определенные моменты действительности или обвиняет кого-либо в своей гибели. Очень часто тексты демонстративного характера размещаются в Интернете. Весь текст, в основном – это отображение системы межличностных отношений с позиции личности (они субъективны, но, тем самым, мы можем определить значимость для человека того или иного явления или переживания).

Такие компоненты, как: мысли о будущем (о том, что будет после гибели человека), способы самоубийства, объяснение мотивов может свидетельствовать о продуманности самоубийства (его рациональности).

В текстах проявляются субъективно значимые для человека стороны действительности: межличностные отношения, конфликты и пр.

2. Далее стоит остановить внимание на том, в чем люди чаще всего видят причины (мотивы) своего ухода из жизни. Здесь же выявляются ведущие интенции. В нашем случае можно рассмотреть две из них:

1. Откуда исходит угроза (Кто виноват?)

2. Где искать выход (Что делать?).

Мотивы самоубийства исследуется наиболее тщательно (они дают нам ответ на вопрос: «Кто виноват в произошедшем»). Практика показывает, что о мотиве самоубийства выдвигаются следующие версии: потеря близкого человека, измена любимого, непроходящая тоска по разным причинам, неизлечимые болезни. Перечень версий о мотивах самоубийства помогает следователю наметить в плане расследования мероприятия для установления важных по делу обстоятельств. Если мотив будет установлен, то материалы дела помогут эксперту-психологу решать вопросы о возможном психологическом состоянии потерпевшего.

Причина

Примеры из текста

Частота встречаемости

Выводы

1. Личные отношения

- Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу.

11

Достаточно часто является причиной суицида. Это – предательство любимого человека, расставание, сложные ситуации в семье.

2. Родственники

- Выхода у меня, кроме как уйти вслед за мамой, нет. Она, я так понял, умерла в бессознательном состоянии, как и хотела.

4

Родственники, не дающие возможности самостоятельной жизни (или излишне опекают, или, наоборот, не обращают внимания).

3. Общество

- Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…

8

Общество создает такие условия, в которых человеку становится очень трудно существовать (либо он лишается возможности действовать, либо его свобода ограничивается и пр.)

3. Лишения и ограничения, накладываемые обществом.

- Я не хочу жить в таком мире!!! Не хочу! Я не хочу жить в мире, где приходится натягивать на лицо красно-белую маску клоуна. Я не хочу улыбаться тем, кто мне не нравится! Я хочу умереть, я не могу жить в мире, где нельзя даже уйти в лес, стать отшельником.

3

Неудовлетворенность существующей системой, всевозможные ограничения и пр.

5. Несчастная любовь

- Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее

8

По - прежнему, является одной из основных причин суицида. Когда люди теряют родного человека, жизнь им кажется разбитой и ненужной

6. Зависимость от чего(кого)-либо

- Простите меня, но я не могу больше жить в зависимости, это – сильнее меня, я – всего лишь обуза для всех своих друзей и родных.

2

Зависимость, к сожалению, еще одна тенденция, являющаяся причиной самоубийств. Это – болезнь 20-21 века (наркотическая, алкогольная, игровая зависимости и пр.)

7. Предательство

4

Предательство близких и родных. В зависимости от того, насколько раним человек и насколько это поведение задевает его ценности…

8. Потеря смысла

- Во мне слишком много от сумасбродного, капризного ребенка! Во мне больше нет страсти, поэтому помните: лучше быстро сгореть, чем медленно угасать.

- Я устал. Устал жить. В этом мире, полном страдания, боли и лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль.

- Я не могу понять, в чем причина, но я чувствую себя чужим. Чуждым этому миру и людям…Мне больше нечего здесь делать, поэтому я ухожу.

- А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить. Оно лучше — уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле.

- Уже много лет я не испытывал волнения ни от прослушивания, ни от создания музыки, равно как от чтения и писания стихов.

18

Чаще всего в текстах писем люди указывают на потерю смысла жизни, т.е. больше нет той нити, которая связывает их с окружающим миром. В 50% текстов писем упоминается потеря смысла жизни, для каждого смысл заключается в чем-то определенном.

9. Воспитание

- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала, а у меня будет ребёнок. Лучше мне не жить, потому что ты учила меня совсем по-другому.

2

Родители в детстве дают детям определенные установки, следование этим установкам не всегда приводит к благополучному исходу.

10. Самоизбыточность

- Эта жизнь оказалась не для меня. Она слишком монотонная. Люди лицемерят, все корчат из себя веселых и жизнерадостных. Все хотят показать: “Мы умеем жить!!”, все кричат: “Мы живем!!!! Вот это – настоящая жизнь!!!!”. Что это за жизнь? – мерседесы, красивые бабы, деньги, шампанское… Это оказалось не для меня.

3

Больше человеку ничего не нужно, он не видит смысла в своем дальнейшем существовании.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников. Психолого-педагогическое обследование детей младшего школьного возраста
Программа психодиагностического обследования: Цель: выявление уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной). Задачи: Подобрать соответствующие методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста; Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих ...

Сравнительный анализ сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. Состояние сенсорных функций сенсорного развития детей без патологии речи
На основании протоколов (образец представлен в Приложении 3) составим сводную таблицу результатов по обследованию уровня сформированности цветового восприятия детей контрольной группы на основе методики «Закрась рисунок» Таблица 1. Результаты обследования цветового восприятия детей контрольной группы Имя ребенка Время, затраченн ...

Игры-занятия,в которых формируются пространственные представления
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол" Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда спрятались дети" и т.д. Попрос ...